Москва, Россия — 23 ноября 2023 г.
Ученые из Лаборатории исследований искусственного интеллекта Tinkoff Research совершили открытие в области рекомендательных систем в
Новый метод позволит пользователям сэкономить время, затрачиваемое на составление конкретной корзины, а также напомнит купить товар, про который пользователь мог забыть.
Бизнесу использование разработанного учеными Тинькофф алгоритма поможет повысить удовлетворенность клиентов, увеличить конверсию в покупку и простимулировать рост среднего чека.
Как устроен алгоритм TAIW: модули «Повторная покупка» и «Соседство»
Разработка получила признание мирового сообщества: результаты исследования были представлены на главной конференции по рекомендательным системам ACM RecSys[2], которая входит в число лучших научных конференций в мире. В этом году она прошла в
Суть открытия
Алгоритм TAIW более точно предсказывает, какие товары клиенту потребуются в ближайшем будущем с учетом точного момента покупки. Он учитывает не только состав предыдущих покупок конкретного человека и схожих по профилю пользователей — он также анализирует точное время приобретения конкретных товаров в прошлом и периодичность покупок, выявляет взаимосвязи между приобретением товаров из разных категорий. Это помогает сделать рекомендации максимально персонализированными, что особенно важно в случае нетипичных паттернов поведения отдельных клиентов.
Человек может покупать
Исследователи провели эксперименты на реальных данных: в частности, использовали датасет
Это позволяет пользователям получать более персонализированные рекомендации, тратить меньше времени на контроль домашних запасов и выбор новых товаров. TAIW заранее знает, через какое время у пользователя закончатся продукты, и предложит ему купить их в нужный момент.
Чем алгоритм отличается от других методов
Специалисты в области искусственного интеллекта уже долгое время работают над улучшением рекомендаций для
Однако эти инструменты не всегда позволяют корректно учесть при прогнозировании частоту покупки — которая не только различается у разных товаров, но также бывает индивидуальна для разных пользователей. Например, один человек может покупать кондиционер для белья каждые три недели, а другой — раз в полгода.
Алгоритм TAIW, в свою очередь, состоит из двух модулей: «Повторная покупка» и «Соседство». Модуль «Повторная покупка» работает на основе процесса Хоукса — статистической модели, которая позволяет понять временные закономерности и зависимости между событиями. Так алгоритм определяет, какие товары покупал пользователь, как часто и когда была совершена последняя покупка. Этот модуль помогает определить, когда конкретные товары будут наиболее актуальными для конкретного покупателя.
Модуль «Соседство» помогает описать привычки пользователей с похожими предпочтениями. Эти данные используются, чтобы обеспечить более разнообразные рекомендации для конкретного человека.
Зачем нужны рекомендательные системы
Мировой рынок
Технологии, в частности рекомендательные алгоритмы, — одно из главных направлений, где уже разворачивается конкурентная борьба, которая будет становиться все более серьезной в ближайшие годы. Для пользователей растет число похожих вариантов для покупки, а процесс выбора становится все более затруднительным.
Для продавцов также все сложнее становится привлечь и удержать внимание покупателей. Когда пользователи сталкиваются с огромным выбором товаров, алгоритмы рекомендаций становятся персональными помощниками, предлагая подходящие варианты и сокращая временные затраты на поиск.
Например, в
[1]
[2] Association for Computing Machinery Conference on Recommender Systems (ACM RecSys) — конференция Ассоциации вычислительной техники по рекомендательным системам.
[3] Next basket recommendation (NBR) — рекомендация следующей корзины.
Лаборатория исследований ИИ Tinkoff Research
Tinkoff Research — это одна из немногих российских исследовательских групп, которая занимается научными исследованиями внутри компании, а не на базе некоммерческой организации.
Ученые из Tinkoff Research исследуют наиболее перспективные области ИИ: обработку естественного языка (NLP), компьютерное зрение (CV), обучение с подкреплением (RL) и рекомендательные системы (RecSys). По результатам экспериментов они пишут научные статьи для наиболее авторитетных научных конференций: NeurIPS, ICML, ACL, CVPR и других.
За два года существования команды 20 статей были приняты на крупнейшие конференции и воркшопы в области ИИ. Научные работы Tinkoff Research цитируются учеными из университетов Беркли и Стэнфорда, а также исследовательского проекта Google по изучению искусственного интеллекта Google DeepMind.
Команда курирует исследовательскую лабораторию Тинькофф на базе МФТИ и помогает талантливым студентам совершать научные открытия.
Похожие новости