Исследование Тинькофф Кассы: предновогодние траты россиян упадут до минимума за пять лет

Россия, Москва — 29 декабря 2022 г.
Траты россиян в канун 2023 года снизятся до минимального уровня за последние 5 лет — к такому выводу пришли аналитики Тинькофф Кассы в рамках аналитического проекта Tinkoff Data на основе обезличенных данных об оборотах бизнеса и транзакциях клиентов Тинькофф. По сравнению с прошлым годом, расходы россиян на праздничный шопинг 30 декабря сократятся на 24%.

Прогноз трат накануне и после начала 2023 года составлен сервисом аналитики и прогнозирования ETNA.

Традиционно россияне покупают подарки и продукты к новогоднему столу 30 декабря — в этот день у магазинов самые большие обороты в году. Так, обороты 30 декабря в 2019–2021 годах были выше в среднем на 68% по сравнению со средними тратами за день в течение года. В этом году, по данным ETNA, россияне 30 декабря потратят только на 44% больше, чем в среднем тратили в день в 2022 году.

Пики потребительской активности, помимо 30 декабря, обычно приходятся на 7 марта — канун Всемирного женского дня, 30 апреля — канун майских праздников, а также на распродажи 11.11 и в период Черной пятницы. При этом самый резкий спад ежегодно приходится на 1 января.

Ежегодно 1 января резко возрастает доля онлайн-транзакций. Если в 2019–2021 годах средняя доля онлайн-покупок в течение года составляла 17,3%, то 1 января она увеличивалась в среднем до 31,6%. В 2023 году ETNA прогнозирует рост доли онлайн-операций до 35% против среднедневного показателя 19% в течение 2022 года.

Как изменились траты россиян за последние 14 лет

Аналитический проект Tinkoff Data в рамках новогоднего спецпроекта Тинькофф исследовал потребительское поведение россиян в разных категориях — как изменилась доля онлайн-покупок, когда предпочитают ходить за продуктами, сколько в среднем тратят на путешествия и фастфуд и где покупают книги.

В исследовании учитывались обезличенные транзакции по картам Тинькофф с 2008 по 2022 год.

Книги

40% клиентов Тинькофф хотя бы раз в год делают покупки в книжных магазинах. На протяжении 14 лет, несмотря на рост популярности онлайн-шопинга, 90% россиян, покупающих книги, продолжают это делать в книжных магазинах. В среднем сегодня россияне, покупают книги раз в 5 месяцев.

Офлайн vs онлайн

За последние 10 лет процент россиян, переставших пользоваться наличными деньгами, стремительно растет. В начале 2010-х около 20% клиентов ни разу в течение года не снимали наличные с карты, в 2022 году эта доля выросла до 45%.

Почти в три раза сократилась доля наличных, снимаемых с карты, от всех расходов россиян в месяц.

10 лет назад большинство онлайн-транзакций приходилось на шопинг, оплату путешествий и платежи. В 2022 году основные категории покупок в онлайне — шопинг, доставка еды из супермаркетов, кафе и ресторанов, а также такси, каршеринг и другой общественный транспорт.

В 2020 году из-за пандемии и самоизоляции резко выросла доля онлайн-покупок в различных категориях. Самый сильный рост произошел в категории одежда — в 7 раз по сравнению с 2019 годом, доля онлайн-покупок в этой категории составила 30%.

Еще выше доля онлайна в категории кино и театры — больше половины покупок билетов совершается в интернете.

Лайфстайл

На перемещение и проживание в путешествиях 10 лет назад россияне в среднем тратили 30 000 ₽. Эта сумма увеличивалась каждый год, в 2020 году достигла 70 000 ₽. В 2020 пандемия и самоизоляция усложнили передвижения, многие страны были закрыты для туристов — траты снизились до 42 000 ₽.

Средний чек на готовую еду вырос на 30% за 12 лет. Россияне в среднем 9 раз в месяц ходят в заведения или заказывают доставку из них, а 12 лет назад — только 2,5 раза в месяц.

Каждый четвертый россиянин хотя бы раз в год тратил деньги в спорт- и фитнес-клубах. При этом пик оплат в спортзалах приходится на январь.

Супермаркеты

В среднем россиянин совершает 226 покупок в супермаркетах в год. 30% людей хотя бы раз в год заказывают доставку из супермаркетов причем делают это в основном в полдень или в 7 часов вечера. Большая часть покупок в супермаркетах совершается после работы — в 6 часов вечера.

Россияне чаще всего заказывают продукты по воскресеньям, а офлайн-покупки совершают в пятницу и субботу.

Экосистема Тинькофф
Тинькофф — финансовая онлайн-экосистема, объединяющая полный спектр финансовых услуг для частных лиц и бизнеса. Особое внимание Тинькофф уделяет развитию лайфстайл-банкинга: экосистема дает клиентам возможность анализировать и пла...
Показать больше

Похожие новости