ФОМО по ИИ
Оскар Хартманн не так давно сформировал это ФОМО на какой-то конференции, заявив, что «не хочет через 10-15 лет услышать от детей вопрос, почему он не смог заработать на ИИ, ведь он застал самый расцвет технологии, был на пике своих знаний и умений, и у него был капитал».
Очень хороший вопрос, как заработать на ИИ, видны истории как «подорвать» текущие индустрии, предложив полностью другой продукт, так и из текущих процессов выкинуть/автоматизировать ненужные части, и тем самым получить большую экономию на масштабе.
На фондовом рынке это ФОМО по ИИ привело к тому, что в США назрел ИИ-пузырь, который по ряду оценок в 4 раза больше, чем ипотечный кризис 2008 года. Майкл Бьюри (который предугадал падение ипотечного рынка в США в 2008, и который был одним из героев в фильме «Игра на понижение») сильно шортит ИИ компании американского рынка.
Частичное обоснование неэффективности рынка относительно ИИ в США — крупнейшие компании создают искусственную выручку у себя, закупая друг у друга товары/услуги на огромные суммы, раздувая тем самым свои показатели (привел картинку к посту с визуализацией этой истории). И NVidea с мультипликатором P/E 54 смотрится правда неадекватной.
Но ФОМО проявляется у всех по-разному, на корпоративном рынке встречаются истории с большими инвестициями в нейросети.
Илон Маск на днях вообще заявил, что через 5 лет смартфоны в текущем виде исчезнут и будет просто устройство с интерфейсом, который позволяет общаться с ИИ, а этот ИИ сможет делать всё, что нужно.
Это, вероятно, близко и к тому, как Яндекс видит развитие ИИ, поскольку они также на днях представили Алису AI, которая зачем-то умеет чуть лучше вести твои заметки и сама может заказать столик в кафе. Фичи обычных приложений, которые какой-нибудь Гугл на своих конференциях обозначал несколько лет назад, и которые в жизни не особо стрельнули.
При этом если в b2c сегменте ИИ пока что является скорее игрушкой, которой пользуются как улучшенным поисковиком, просто задавая ей вопросы, то b2b сегмент максимально автоматизирует рабочие функции, и там уже присутствуют как большие деньги, так и отсутствует это самое ФОМО.
X5, например, хочет 30% своих операций автоматизировать с помощью ИИ (и роботизации), и за счет этого получить до 1% рентабельности по EBITDA. И получается 50 млрд. руб. в год дополнительных денег.
Про X5, кстати, — они на весы возле овощей/фруктов поставили камеры, которые определяют, что ты туда положил, и это круто ускоряет время совершения покупки (и сбора заказа для электронной доставки).
А вот «Ростелеком» вместо затрат на разработку своей ИИ-модели сделал агрегатор ИИ, научился разворачивать в контуре заказчиков этот агрегатор и сами опенсорсные ИИ, и поставляет это как услугу. И в гос. органах сейчас автоматизация с помощью ИИ начинает происходить с помощью компании, которая не тратится на свое, а использует уже всё готовое.
И конечно, ФОМО, которое сформулировал Оскар Хартманн, жестко давит в своей перспективе. Как и во всей инфопродуктах, без какого-либо структурированного контекста ИИ-модели слабо помогают, и предоставление такого контекста и формы работы с ним наверняка будет в ближайшие 5-15 лет аналогом «лопат», которые продавали во время золотой лихорадки всем желающим, и на которых точно сколотили состояние. И в предоставлении такого «контекста» и опыта работы с ним у небольших предпринимателей больше возможностей заработать.
А вот масштабировать ИИ как продукт вовне без какого-то большого собственного бизнеса, боюсь, нереально. Яндекс с Алисой AI фактически борется за сохранения ключевой выручки поиска и рентабельности по ней, и в отличие от X5 просто 50 млрд. руб. от ИИ получить не сможет.
Поэтому на бирже заработать на ИИ можно только в компаниях стабильных секторов, которые нарястят маржинальность, а вот самостоятельно можно попробовать изобрести ту "лопату", которую у тебя купят текущие коллеги или случайные прохожие.