Перезапуск автопрома
В России после старта СВО резко снизилось количество произведенных в стране автомобилей:
2021 г. — 1,4 млн
2022 г. — 0,45 млн
2023 г. — 0,53 млн
2024 г. — 0,75 млн
При этом продажи автомобилей составляли примерно 1,5 млн в год, фактически импорт авто заменил производство внутри страны.
Фактически вся проводимая ранее политика по локализации производства оказалась невыполнима, поскольку зарубежные компании, зайдя на российский рынок в рамках специальных контрактов, должны были к 2027 году значительно повысить локализацию основных компонентов (доведя локализацию до 60%), но многие не успели сделать финальные инвестиции в производство и ушли из страны.
За это время у нас резко вырос импорт автомобилей, китайский автопром занял большую долю продаж новых авто, и на текущий момент почти все бывшие заводы подобрали под себя партнеры китайских авто. И если в предыдущие года в основном занимались крупноузловой сборкой, фактически переклеивая шильдики, то сейчас запускаются уже производства «полного цикла», в рамках которых мы можем выйти на прежний уровень локализации авто в 40% (равный текущему уровню в Haval, имеющих аналогичный СПИК с государством, как и Volkswagen с Kia).
Но стоит отдать должное государству, чтобы перезапустить автопром, они сильно выкрутили сборы по утилизации авто, запретили использовать авто в корп. секторе (типа такси), и у нас фактически появилась локализация Chery и всех его суббрендов.
Хорошо это или нет — отдельный вопрос. На сейчас Chery со всеми суббрендами продается в районе 280к машин в год, это примерно 18% от продаж. Но локализация производства автомобилей на свободных заводах фактически может привести к продажам только локальных авто, и мы можем получить рост производства автомобилей до 1 млн в год на горизонте 2025-2026 гг.
Фактически мы получим историю, что Chery после локализации на заводе в Калуге превратится в Tenet, на заводах в Питере Omoda и Jaecoo превратятся в Onives и Jeland, а Exeed в Подмосковье станет Esteo.
Такой перезапуск с учетом роста локализации производства поможет в первую очередь внутренним производствам, например сталелитейщикам. Мне попадались статьи, где Северсталь
$CHMF хвасталась, что из Череповца поставляет металлы на все наши основные автозаводы, и вот по мере снижения ставки и перезапуска автомобильной промышленности для Северстали может начаться хороший период роста спроса на ее продукцию.
Я не являюсь специалистом в потребности в металлах в авто, но вот ChatGPT нашел данные, что по бенчмаркам worldsteel/WorldAutoSteel в авто используется 0,6-0,67 т. металла на сталь для кузова. При локализации Chery это фактически новый спрос в районе 130к тонн в год, что может привести к росту выручки на 9+ млрд руб.
На объемах бизнеса кажется, что не так сильно выручка вырастит (в районе 1%), но продукция высокомаржинальная, и на прибыль эффект будет значительно лучше.