Транснефть — это компания со стабильным и легко прогнозируемым рублевым бизнесом, который не зависит от деловых циклов и практически не подвержен влиянию конъюнктуры рынка нефти и валютного курса. С одной стороны, это защищает бизнес от рисков колебаний, а с другой — ограничивает потенциал роста.
Транснефть — крупнейшая в мире трубопроводная компания, которая занимается транспортировкой нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. Холдинг перемещает более 80% добытой нефти и более 30% светлых нефтепродуктов, производимых в России. Компания транспортирует нефть от мест добычи до нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и терминалов, а также нефтепродукты от НПЗ до терминалов. Часть поступает на внутренний рынок для дальнейшего перераспределения, а остальное экспортируется. Помимо этого, компания хранит нефть и нефтепродукты в резервуарных парках в портах. Транснефть использует более 67 000 км магистральных трубопроводов, свыше 24 млн м³ резервуарных емкостей и более 500 перекачивающих станций. Транснефть также владеет контрольным пакетом акций крупнейшего портового оператора России — НМТП.
Транснефть находится под контролем государства: ему принадлежит 100% голосующих обыкновенных акций и 100 привилегированных акций. В сумме это 78,55% от уставного капитала компании. Оставшиеся 21,45% — неголосующие привилегированные акции, дающие право только на дивиденды. По данным Мосбиржи, доля привилегированных акций компании в свободном обращении — 37%. Они включены в индекс Мосбиржи с долей 0,4%.
Выручка компании состоит из выручки от основных видов деятельности, выручки НМТП и от прочих видов деятельности. Основные виды деятельности разделяются на транспортировку нефти, транспортировку нефтепродуктов и реализацию нефти (перепродажу). По итогам 2024 года на основные виды деятельности пришлось более 91% выручки. Из них большую часть компания получает от транспортировки нефти — порядка 61% от всей выручки. Оставшаяся доля распределена между транспортировкой нефтепродуктов и реализацией нефти. Доля НМТП в выручке Транснефти — около 5%, а в EBITDA — выше 8%.
Транснефть осуществляет экспортные поставки через порты и трубопроводы:
У нефтепровода Дружба две ветки: северная (по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы) и южная (по территории Украины, Чехии, Словакии, Венгрии и Хорватии). Общая мощность трубопроводной системы Дружба (с учетом ответвлений) составляет порядка 100 млн тонн в год. Но на полную мощность нефтепровод не работает. По данным Транснефти, в досанкционном 2021 году по Дружбе было прокачано 35,9 млн тонн нефти в дальнее зарубежье.
В 2023 году Польша и Германия самостоятельно прекратили импорт нефти по Дружбе, после чего ЕС официально запретил поставки сырья по северной ветке нефтепровода. Это практически обнулило поставки по ней. Однако в 2024 выросли поставки в Германию: Казахстан поставляет свою нефть транзитом через Россию. Отгрузки увеличились на 37,1% (до 1,36 млн тонн). В 2025 Казахстан хочет нарастить поставки до 2,5 млн тонн.
Сейчас экспорт нефти по южной ветке Дружбы в Венгрию и Словакию продолжается. Поставки в Чехию временно приостановили в марте 2025 года из-за проблем с платежами на фоне санкций США. В 2023 году объемы прокачки российской нефти по этой ветке нефтепровода снизились почти в три раза в годовом выражении, примерно до 14,1 млн тонн, а объемы 2024 года оказались еще меньше — около 11,36 млн тонн (самое низкое значение с 2014 года). Из них:
Риск сокращения или остановки прокачки по южной ветке Дружбы все еще сохраняется, поэтому Транснефть активно наращивает мощности трубопроводов в сторону портов (Приморск и Новороссийск) и в восточном направлении. Планируется общее увеличение пропускной способности системы на 32 млн тонн до 2026 года, согласно утвержденному плану. Так, компании уже удалось на год раньше планируемого срока завершить расширение нефтепровода в направлении порта Приморск. В направлении Новороссийска ведутся работы по увеличению пропускной способности. Помимо этого, в конце 2024 года Транснефть возобновила прием нефти на железнодорожной станции Грузовая. Это увеличит объем отгрузок из дальневосточного порта Козьмино на экспорт.
Объемы прокачки нефти достаточно стабильны: за 2019-2023 годы они колебались в диапазоне 440-480 млн тонн в год. По итогам 2024-го показатель снизился на 3% г/г, что связано с падением объемов нефти, сдаваемой производителями в систему магистральных нефтепроводов (в большей степени из-за снижения объемов добычи в рамках соглашения ОПЕК+). При этом в целом добыча нефти в России сократилась на 2,8% — с 530,6 млн тонн в 2023 году до 516 млн тонн в 2024-м. В будущем мы ожидаем небольшое увеличение добычи в связи с постепенным снятием добровольных ограничений к 2027 году, а также рост перекачки нефти.
Объемы прокачки светлых нефтепродуктов с 2019 по 2023 выросли почти на 15%. В 2024 году объемы снизились на 2%. Связано это в первую очередь с частыми атаками на НПЗ в первом полугодии 2024 года, что снизило общую переработку нефти и производство нефтепродуктов. На такую динамику повлияло и снижение добычи нефти в России в рамках ограничений ОПЕК+. Сейчас экспорт в западном направлении практически полностью остановлен, поэтому компания наращивает поставки нефтепродуктов в страны ЕАЭС (Казахстан, Киргизию и Таджикистан). В 2025 году ожидаем восстановления объемов транспортировки нефтепродуктов ближе к уровням 2023 года и в дальнейшем ждем их относительной стабильности.
Тарифы Транснефти определяет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в рублях. В октябре 2020-го правительство утвердило принципы, согласно которым в 2021—2030 годах годовая индексация тарифов на транспортировку нефти будет на уровне инфляции, прогнозируемой на следующий год, за вычетом 0,1%. Такой подход существенно повысил прозрачность в определении тарифов. При этом у него есть и минусы. Так, прогнозная инфляция в кризисные периоды может сильно отклоняться от фактической. Например, прогноз инфляции на 2022 год составлял 4,4%, а фактический рост цен достиг 11,94%. Поэтому за период с 2020 по 2024 годы недополученная Транснефтью выручка за транспортировку нефти оценивается компанией почти в 110 млрд рублей, рост тарифов составил 27% при фактической инфляции в 46,7% за тот же период.
Изначально тарифы Транснефти на прокачку нефти на 2025 год были проиндексированы на 5,8%. Компания просила дополнительно проиндексировать тарифы на 8,7% чтобы нивелировать эффект от повышения налога на прибыль. Позже тариф на 2025 решили проиндексировать на 9,9% вместо первоначальных 5,8%.
Тарифы на транспортировку нефтепродуктов индексируются на величину, не превышающую рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Так, с 1 декабря 2024 года тарифы на ж/д перевозки грузов были проиндексированы на 13,8%. Аналогичная индексация была по тарифам Транснефти на транспортировку нефтепродуктов.
При прогнозировании тарифов на будущие периоды мы отталкиваемся от прогнозной инфляции, плановой индексации тарифов РЖД на перевозку грузов и средней цены тарифа за предыдущий год.
В основные виды деятельности компании, помимо транспортировки нефти и нефтепродуктов, входит реализация нефти в Китай по долгосрочному контракту, заключенному между Транснефтью, Роснефтью и китайской CNPC в 2009 году.
В 2018 году Транснефть купила 25% в Новороссийском морском торговом порту (НМТП). После этого ее доля в акционерном капитале компании достигла 60,6%. Таким образом, Транснефть получила контроль над крупнейшим стивидором в России.
Группа НМТП лидирует на российском стивидорном рынке по грузообороту. Так, в 2024 году компания обработала 130,9 млн тонн грузов — это 14,8% от общего грузооборота российских морских портов. В активе компании — Новороссийский порт на Черном море, Приморский порт на Балтийском море и морской порт Балтийска в Калининграде. Терминалы группы встроены в международные транспортные коридоры, связывающие Россию со странами Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки. Поэтому терминалы группы являются ключевыми для обработки российских импортных и экспортных грузов, а также транзитных грузопотоков стран СНГ.
Выручка компании формируется в основном из доходов от транспортировки нефти, транспортировки нефтепродуктов, перепродажи нефти и нефтепродуктов, НМТП.
В последние годы у компании была позитивная динамика выручки за счет индексации тарифов и роста объемов транспортировки.
В 2024 году выручка снова возросла, однако ее динамика оказалась ниже индексации тарифов на транспортировку. Связано это со снижением объемов транспортировки нефти из-за сокращения добычи в рамках сделки ОПЕК+, а также сокращения транспортировки нефтепродуктов в связи с ремонтом на нескольких НПЗ после атак в начале года.
По итогам 2025 года мы ожидаем роста выручки от транспортировки нефти за счет увеличения тарифов на 9,9% с начала года, а также постепенного восстановления добычи нефти в рамках частичного снятия добровольных ограничений ОПЕК+. Кроме того, мы ожидаем роста выручки от транспортировки нефтепродуктов за счет индексации тарифа на 13,8% и возврата объемов перекачки нефтепродуктов к уровням, близким к значению 2023 года. При этом мы ожидаем снижение выручки от реализации нефти. Это связано с общемировым падением цен на нефтяные бенчмарки, расширением дисконтов на российские сорта, в том числе премиальные, идущие через ВСТО, а также укреплением рубля.
В дальнейшем мы также ожидаем роста выручки на фоне увеличения объемов транспортировки нефти и индексации тарифов. Мы также ожидаем восстановления доходов в сегменте реализации в связи с частичным восстановлением цен на нефть и ослаблением рубля.
Две самые крупные статьи операционных расходов Транснефти — оплата труда и себестоимость реализованной нефти. Расходы компании на оплату труда (сюда входит не только непосредственно оплата, но также страховые и социальные взносы, пенсионные отчисления) выросли в 2024 году более чем на 15% на фоне значительного роста заработных плат (за 12 месяцев 2024 года средняя зарплата в России увеличилась на 18,3%).
В текущем году мы также ждем существенного роста показателя. В первом квартале расходы уже выросли на 20% относительно прошлого года (в первом квартале зачастую происходит повышение зарплат и выплата бонусов). Однако, по нашим оценкам, общий рост расходов в этом году будет ниже индексации тарифов, так как фактическая инфляция может оказаться ниже ожидаемой. В дальнейшем мы закладываем более умеренный темп роста расходов на оплату труда. В первую очередь это будет обусловлено общей макроэкономической ситуацией в стране и стремлением компаний снижать расходы на персонал.
Другая крупная статья расходов — себестоимость реализованной нефти. Компания закупает сырье у Роснефти и затем перепродает в Китай. Цена закупки и цена реализации практически не отличаются, поэтому сегмент приносит компании околонулевую рентабельность. При прогнозировании дальнейших затрат на эту статью расходов мы отталкивались от фиксированных объемов закупок, прогнозных цен на нефть, прогнозного курса рубля и исторического спреда между ценой закупки и фактической ценой нефти.
Компания традиционно демонстрирует высокую рентабельность по EBITDA. В 2023
году этот показатель составил 42%, однако по итогам 2024-го снизился до 38% из-за более высоких темпов роста операционных расходов в сравнении с темпом роста выручки. Расходы на оплату труда значительно выросли, в то время как выручка показала более слабую динамику из-за снижения объемов прокачки. В то же время рентабельность скорректированного показателя (исключает сегмент перепродажи нефти) еще выше — более 50%.
В текущем году закладываем восстановление рентабельности до 41%. Это объясняется опережающими темпами увеличения тарифов на перекачку нефти и нефтепродуктов по сравнению с ростом расходов в связи с повышенной индексацией тарифа на нефть. Кроме того, фактическая инфляция может оказаться ниже ожидаемой. После мы ожидаем сопоставимого роста операционных расходов и тарифов, что приведет к постепенному снижению рентабельности.
Чистая прибыль по итогам 2024 года сократилась на 5,5%. Снижение относительно 2023 года в первую очередь связано с повышением налога на прибыль с 2025 года до 40%. Оно повлекло разовую переоценку отложенных налоговых обязательств, а также признание убытка от обесценения внеоборотных активов. Кроме того, негативно отразилось снижение прибыли от курсовых разниц. При этом у компании чистая денежная позиция, что позволяет зарабатывать в период высоких ставок. Так, процентные доходы компании увеличились на 85%.
В первом квартале 2025 года прибыль снизилась на 15% г/г. Ее поддержали возросшие процентные доходы на фоне стабильных процентных расходов. Давление же оказал рост налога на прибыль — эффективная ставка составила 37%. По итогам года мы ожидаем снижения прибыли на 9% на фоне роста налога. Частично эффект от повышенного налога на прибыль будет компенсирован более высокой индексацией тарифа на транспортировку нефти в 2025. Изначально тариф должен был быть проиндексирован по правилу «инфляция минус 0,1» — на 5,8%, однако позже было решено индексировать на 9,9%. В следующем году мы снова ожидаем снижения прибыли на фоне сопоставимых темпов индексации тарифов и инфляции расходов, а также сокращения процентных доходов на фоне снижения ставок в экономике.
Транснефть владеет крупной сетью магистральных трубопроводов, многие части которых строились в 60-70-е годы и нуждаются в постоянном контроле и замене в случае обветшания. Сейчас 15,2% труб эксплуатируются более 50 лет, все они должны быть заменены. Поэтому компания инвестирует в развитие трубопроводной системы, модернизацию и капитальный ремонт.
Помимо этой инвестиционной программы, в последние годы Транснефть активно развивает порты Новороссийск и Приморск, а также восточное направление. До 2026 года компания планирует общее увеличение пропускной способности системы на 32 млн тонн. Так, с 2024-го по 2029 год компания планирует направить на капитальные вложения 2,2 трлн рублей с НДС. Для сравнения, с 2019-2023 годы было направлено 1,1 трлн. Поэтому в следующие пять лет компания ожидает двукратного роста капвложений.
Так, основная часть капитальных расходов направлена именно на поддержание уже существующих мощностей, а не на их расширение или инвестиции в новые проекты.
Дивидендная политика Транснефти предполагает выплату не менее 50% от чистой прибыли по МСФО, скорректированной на:
Транснефть выплачивает одинаковые дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям. По итогам 2024 года дивиденды составили 198,25 рублей на акцию (доходность порядка 14%). Ранее инвесторы опасались, что из-за увеличения налога на прибыль Транснефть может снизить коэффициент дивидендных выплат (DPR) до 25%. Однако позже замминистра финансов Алексей Сазанов заявил, что вопрос снижения дивидендных выплат до 25% чистой прибыли по МСФО вместо 50% не рассматривался. По итогам 2025 года мы ожидаем дивиденды в размере 180 рублей на акцию (доходность — 13%).
Мы считаем, что на всем прогнозном периоде компания продолжит придерживаться коэффициента выплат не менее 50%, так как это позволяет сделать величина свободного денежного потока (СДП).
Его снижение в 2024 году было вызвано увеличением инвестпроектов и ростом капитальных затрат на финансирование. Стабилизация в будущих периодах связана с ростом операционного денежного потока, который полностью нивелирует эффект возрастающих капитальных расходов.
Кроме того, по нашим оценкам, отсутствие долговой нагрузки у компании сохранится, а чистая денежная позиция продолжит расти на фоне как постепенного погашения кредитов и займов, так и увеличения запаса ликвидности на счетах Транснефти. Сейчас чистая денежная позиция компании составляет порядка четверти ее капитализации.
Для оценки справедливой стоимости привилегированных акций Транснефти мы использовали модель дисконтирования дивидендов (Dividend discount model, DDM). На наш взгляд, после введения повышенного налога на прибыль в 40% на ближайшие шесть лет дивиденды являются более точным отражением денежного потока, который доступен миноритарным акционерам компании.
При оценке акций компании мы исходим из нескольких предпосылок.
В рамках оценки мы использовали следующие значения ключевых параметров:
Согласно результатам анализа методом DDM, справедливая стоимость акций Транснефти на горизонте 12 месяцев составляет 1540 рублей за акцию.
Для сравнительной оценки справедливой стоимости акций Транснефти мы рассмотрели мультипликаторы EV/EBITDA и P/E. Динамика EBITDA стабильнее динамики чистой прибыли, так как показатель EBITDA не включает единоразовые списания, валютные переоценки и прочие бумажные статьи расходов (в отличие от чистой прибыли). Однако в случае с Транснефтью и повышенным налогом на прибыль мультипликатор P/E также является информативным.
С начала 2019 года акции компании торговались с историческим EV/EBITDA на уровне 2,1x и P/E на уровне 4,6х. По нашему мнению, период оценки мультипликатора довольно консервативный, поскольку он включает в себя котировки после 2022 года, когда на фоне геополитических рисков бумаги компании торговались со значительным дисконтом к своим историческим уровням.
С учетом прогнозов по EBITDA и прибыли в 2025 году форвардные мультипликаторы имеют дисконт к нашим средним в 33% и 26% соответственно.
Для определения целевой цены мы исходили из предпосылки равенства цен между обыкновенными и привилегированными акциями Транснефти в рамках расчета собственного капитала компании.