Мы запускаем новую рубрику Т-Команда, в которой будем задавать вопросы нашим аналитикам по тем темам, в которых они разбираются лучше всего.
Наш первый герой — Александр Самуйлов, ведущий аналитик рынка акций по потребительскому и сельскохозяйственному сектору, а также по отраслям недвижимости и здравоохранения.
Снижение ставки Банком России в основном поднимет спрос на дорогие покупки непродовольственного ритейла (автомобили, дорогая бытовая техника), косвенный эффект может ощутить и сегмент одежды за счет более низких процентных платежей по кредитным картам потребителей. Кроме того, вырастут как спрос, так и цены на первичную и вторичную недвижимость, так как текущие ставки по рыночной ипотеке пока слишком высокие для населения.
Темпы роста зарплат замедляются на фоне стабилизации безработицы. С одной стороны, в результате этого динамика реальных располагаемых расходы будет замедляться, из-за чего спрос в секторе станет меньше (например, уже заметен эффект trading down* в пищевом ритейле). С другой стороны, компании смогут не так сильно индексировать заработные платы своим сотрудникам. Это хорошо для маржинальности бизнеса.
Значительный потенциал роста есть у акций X5 Group. Компания активно расширяется, а также недавно провела выкуп пакета своих акций у голландского холдинга с дисконтом. Кроме того, по ее бумагам сохраняется все еще высокая дивидендная доходность в следующие 12 месяцев. Выделяются также Novabev и HENDERSON. Их акции торгуются со значительной недооценкой к своим историческим мультипликаторам и имеют перспективы восстановления.
В продовольственном ритейле иностранные сети и не уходили с рынка. Большинство магазинов голландской сети SPAR представлены в России франчайзинговыми магазинами, а французская сеть гипермаркетов Ашан до сих пор продолжает работать в стране.
Больше всего уязвим к возвращению иностранных конкурентов HENDERSON. Даже при ограниченном доступе к торговым центрам зарубежные игроки могут использовать онлайн-площадки, в том числе маркетплейсы. Это может усилить конкуренцию за внимание потребителей и сказаться на темпах роста выручки и рентабельности Henderson.
У них более стабильный спрос на продукцию (особенно в сегменте продовольствия). Соответственно, их акции менее чувствительны к замедлению экономической активности. Кроме того, бумаги ритейлеров обычно хорошо переносят инфляцию на потребителя, что делает их неплохим защитным активом в периоды ускоренного роста цен в экономике.
Традиционные оффлайн-ритейлеры редко занимают большую долю на глобальном рынке из-за высокой локальной конкуренции и возможных законодательных ограничений по входу на иностранные рынки. С учетом тренда на цифровизацию, маркетинговых активностей и развития экосистем, думаю, OZON мог бы составить если не глобальную, то серьезную региональную конкуренцию на рынке e-commerce.
Мне кажется, наиболее частая ошибка начинающих инвесторов — это покупка инструментов, в работе которых они не разбираются. Поэтому при малейшем негативном колебании инвестор начинает нервничать, ведь у него нет уверенности и понимания фундаментальной стоимости актива. В результате он скорее всего окажется в убытке.