11 июня 2025
WMT AMZN YDEX VTBR OZON
🤖 Доставка без участия человека становится мировым трендом. Недавно вечные конкуренты Amazon и Walmart показали, как будущее стремительно превращается в настоящее.
🔸 Amazon начал тестировать гуманоидных роботов Digit на своих складах. Роботы от стартапа Agility Robotics умеют ходить, сгибать «колени» и поднимать коробки. Пока они помогают сортировать заказы, но в перспективе могут стать частью цепочки последней мили. В Amazon говорят, что эксперимент направлен не на сокращение персонала, а на улучшение условий труда — мол, машины берут на себя рутинную физическую работу, а людям остаётся больше задач по управлению и контролю. Онлайн-ритейлер планирует $25 млрд инвестиций в роботизированные склады и AI-логистику в 2025 году.
https://www.theverge.com/news/680258/amazon-training-package-delivery-humanoid-robots
https://www.wired.com/story/walmart-wing-expand-drone-delivery/
🔸 Walmart в это же время расширяет доставку дронами — теперь услуга охватывает 75% населения Далласа-Форт-Уэрта. Покупатели могут получить товары за 30 минут, а в доставку включены даже лекарства и продукты. Важно: теперь клиент может выбрать дрон-доставку прямо в момент оформления заказа в приложении.
https://www.cnbc.com/2025/06/05/walmart-expands-drone-deliveries.html
🌍В целом мировые ритейлеры активно инвестируют в развитие беспилотной доставки — от дронов и автономных роботов до полностью автоматизированных логистических цепочек. Ключевой интерес — сократить издержки, ускорить логистику и минимизировать зависимость от человеческого фактора, особенно на последней миле.
📊В 2024 году общий рынок автономной доставки последней мили оценивался в 1,6$ млрд, и прогнозируется рост до $5,9 млрд к 2030. Ground robots растут быстрее всего (CAGR ~32 %), а дроны демонстрируют впечатляющий рост от малых объёмов сейчас до десятков миллиардов в будущем.
https://www.grandviewresearch.com/industry-analysis/autonomous-last-mile-delivery-market
🇷🇺А что в России с автономной доставкой?
🚩Сегмент сервисной робототехники (включая delivery) демонстрирует спад: рынок сократится с $682 млн в 2024 до $400 млн к 2035 году.
🔗Drone-операции коммерческого характера в России пока ограничены: закон запрещает полёты без визуального контакта, но есть пилотные зоны (например, в сельской местности).
📦«Почта России» в 2022 году начинала коммерческие испытания беспилотных дронов. В конце 2024 оператор раскрыл стоимость доставки грузов авиабеспилотниками. И она оказалась примерно в 150 раз выше, чем регулярным пилотируемым рейсом, и более чем в 40 раз превысила стоимость доставки чартером.
🚀Wildberries в 2021 году начал тестирование дронов для доставки заказов в труднодоступные регионы. В том же году Ozon открыл лабораторию по созданию роботов для сортировки и доставки заказов. В начале 2025 года «Самокат» объявил о начале доставки продуктов дронами. Тестирование доставки началось в этом году в Тольятти Самарской области. Пока о масштабировании этих проектов неизвестно.
🟢Положительный опыт все же есть:
🤖Yandex.Rover и их беспилотные доставщики начали работу в 2019‑2020 гг. на территории кампуса и в Сколково, затем в пилотных зонах с «Почтой России» и «Яндекс.Едой».
🚙Yandex Self‑Driving Group (бывшее подразделение «Яндекса») разрабатывало как delivery-роботов, так и самоуправляемые автомобили. К середине 2021 года — 170 автопилотируемых машин и 14 млн км пробега. После санкций SDG вышел из состава «Яндекса», теперь живёт как стартап (Avride).
🔍Какие выводы и что дальше?
📌Рынок автономной доставки в России развивается экспериментально. Yandex.Rover — наиболее зрелый коммерческий кейс. Delivery-роботы – единичные внедрения.
📌Инфраструктура (почта, кампусы, логистика) используется для тестов, масштабирование идёт постепенно.
📌Государственная стратегия объявила ИИ и робототехнику приоритетом, что может стимулировать локальные производства.