13 октября 2025
#фармадляинвестора
🍁Цены на лекарства снова пошли в рост. Что показал сентябрь?
Несмотря на общее замедление годовой инфляции, одна из самых чувствительных статей расходов граждан - лекарства - снова показывает заметный рост.
💸 Общая инфляция в РФ в сентябре:
• Месячная: +0,34% (vs -0,4% в августе)
• Годовая: +7,98% (vs +8,14% в августе)
💊 Лекарственные препараты:
• средний рост цен за месяц: +1,16% (vs +0,31% в августе)
• годовая инфляция +9,18% (+9,34% в августе)
➡️Препараты вне перечня ЖНВЛП (нерегулируемые): +1,4% (vs +0,2% в августе)
➡️Препараты из перечня ЖНВЛП (регулируемые): +0,9% (+0,4% в августе)
👉 Общая инфляция продолжает замедляться, что вселяет осторожный оптимизм. Однако ситуация на аптечном рынке вызывает опасения - месячный рост цен на лекарства значительно ускорился. Особенно заметно подорожали нерегулируемые препараты. Государственное регулирование сдерживает цены на ЖНВЛП, но и там рост вдвое превысил августовский показатель.
❓ Почему это важно?
Ускоренный рост цен на медикаменты свидетельствует о росте издержек производителя (сырьё и материалы, r&d, персонал, логистика). Казалось бы, весь рост себестоимости можно заложить в цены, ведь спрос на лекарства будет всегда. Но есть несколько "но".
Здесь необходимо вспомнить о структуре ассортимента российского фарм рынка, а также о понятии ценовой эластичности спроса.
👉 Общий спрос на лекарства принято считать неэластичным: люди не могут просто отказаться от жизненно важных препаратов из-за роста цен. Однако эта неэластичность - не абсолютна и распространяется в основном на рецептурные и жизненно необходимые лекарства.
На практике спрос в фарме делится на сегменты:
1. Спрос с низкой эластичностью (неэластичный):
· Рецептурные препараты для лечения хронических заболеваний (диабет, гипертония, астма).
· Жизненно необходимые и сильнодействующие средства (например, инсулин, антибиотики, препараты для химиотерапии).
· Что это значит: подорожание инсулина на 20% не приведет к тому, что диабетик купит его на 20% меньше. Он, скорее всего, купит столько же, но по более высокой цене, экономя на другом. Для производителя это - сохранение объемов продаж при росте выручки. Прибыль при этом +/- останется неизменной (с учётом роста себестоимости).
2. Спрос с высокой эластичностью (эластичный):
· Безрецептурные препараты (OTC): "Улучшающие" здоровье витамины, БАДы, некоторые обезболивающие, средства от симптомов простуды.
· Дженерики-аналоги: если один дженерик резко дорожает, а у врача или пациента есть выбор, они могут переключиться на более дешевый аналог.
· Что это значит: рост цены на витамины может привести к тому, что часть потребителей отложит покупку, купит меньшую упаковку или выберет более дешевый бренд. Для компании это риск падения объемов продаж, которое приведет к сокращению прибыли (опять же с учётом роста себестоимости).
👉 Таким образом при анализе влияния инфляции на перспективы фарм производителя необходимо учитывать:
1. Структуру его ассортимента с точки зрения ценовой эластичности (можно ли отказаться, можно ли заменить)
2. Долю ЖНВЛП в ассортименте компании, ведь по лекарствам в статусе ЖВ нельзя так просто взять и переложить себестоимость в цену - верхняя граница цены законодательно ограничена (есть процедура пересмотра цен, но она требует обоснования и времени)
Что по OZPH и PRMD?
Высокая доля ЖНВЛП в портфелях, высокая доля гос закупок в структуре выручки, высокая конкуренция (большинство препаратов обеих компаний можно заменить).
Мой вывод: для российской фармы, в том числе публичных производителей, высокая инфляция в секторе является негативным фактором, который будет оказывать давление как на выручку так и на маржинальность.
🕵️Потому продолжаю внимательно за ней наблюдать
OZPH PRMD RU000A10B3Q2 RU000A10AS28