Можно бесплатно добавить информацию о своем бизнесе на карты Яндекса, 2ГИС, Гугла. Этот способ подходит, когда есть помещение, куда люди приходят за товаром или услугой: офис, магазин, салон, кофейня.
В карточку компании можно добавить меню с ценами, прайс на услуги, сайт, социальные сети, график работы и загрузить фотографии. При желании можно продвигаться платно, например получить брендированную метку или поднять объявление в выдаче.
Публикация объявлений в агрегаторах и тематических сообществах
Самые популярные агрегаторы — Авито и Юла. Во многих категориях разместить объявление можно бесплатно. Чтобы оно привлекало внимание, лучше составить заголовок и текст с учетом потребностей потенциального клиента. Например, в летнюю жару заголовок «Ремонт кондиционеров, выезд в день обращения» будет более заметным, чем просто «Ремонт кондиционеров».
Тематические сообщества можно поискать в социальных сетях и мессенджерах, например во ВКонтакте и Телеграме. Это могут быть родительские чаты, сообщества по интересам, группы жильцов. Главное — выбирать каналы, которые соответствуют вашему продукту: развивающие игры для детей предлагать в чате детского сада, чемоданы — в сообществах путешественников, а услуги автомойки — в группе жилого комплекса.
Бесплатных способов привлечения клиентов не существует
На любую работу вы или ваши сотрудники тратите время, а оно стоит денег.
Например, вы поручили менеджеру по рекламе опубликовать бесплатные объявления на Авито. Для этого нужно сфотографировать товары, написать тексты, зарегистрироваться на площадке, создать объявления. На все это у сотрудника ушло три часа рабочего времени. За них он получит зарплату 1 200 ₽. То есть размещение бесплатное, но расходы у бизнеса все же есть.
Способы продвижения, которые требуют косвенных денежных затрат, называют условно-бесплатными.
Контекстная и таргетированная реклама
Большинство условно-бесплатных способов продвижения работают вдолгую. Они помогают повысить узнаваемость, но не влияют на продажи напрямую. Если клиенты нужны сейчас, стоит обратить внимание на платные способы, например на контекстную и таргетированную рекламу.
Стоимость рекламы рассчитывается исходя из стоимости клика или целевого действия, например заполнения формы на сайте, регистрации, покупки. Обычно цена зависит от уровня конкуренции: чем больше компаний дают рекламу, тем дороже она стоит.
Выдача Яндекса по запросу «ремонт квартир в Москве». Первые пять мест — реклама. Скорее всего, конкуренция высокая и клик по объявлению в этом сегменте стоит дорого
Прямой маркетинг
Популярные инструменты прямого маркетинга — рассылка электронных писем, СМС и сообщений в мессенджерах.
Рассылки могут быть:
сервисные, например уведомления о регистрации на сайте или статусе заказа;
рекламные — в них обычно рассказывают об акциях и товарах, которые могут заинтересовать клиента.
Чтобы отправлять письма, СМС или сообщения, нужно собрать базу подписчиков. Сделать это можно по-разному: например, попросить покупателей регистрироваться на сайте или предложить материалы для скачивания в обмен на электронную почту.
Метод не совсем бесплатный: понадобится подписка на сервис для рассылок.
Работа с отзывами
Можно собирать обратную связь на картах, маркетплейсах, сайтах-отзовиках, в социальных сетях — везде, где потенциальный клиент ищет ваш товар или услугу. Отзывы не помогут увеличить охват, но высокий рейтинг станет одним из аргументов в вашу пользу, когда человек будет выбирать, куда обратиться. Чтобы клиенты охотнее оставляли отзывы, предлагайте им бонус, например небольшую скидку на следующую покупку.
Партнерский маркетинг
При таком способе продвижения товары и услуги компании рекламирует партнер-посредник. Условия сотрудничества могут быть разные, например процент от продажи или услуга за услугу. Допустим, владелец шиномонтажа может договориться с владельцем автомойки так:
всем клиентам шиномонтажа будут давать купон на скидку в автомойке;
всем клиентам автомойки будут давать купон на скидку в шиномонтаже.
Один из вариантов партнерского маркетинга — акция «Приведи друга». Клиент рекомендует компанию своему знакомому, и, если тот покупает товар или услугу, клиент получает подарок или скидку.
Еще можно проводить с другими брендами совместные мероприятия или акции. Например, магазин спорттоваров и школа йоги могут организовать мастер-класс. А ресторан и косметический бренд — придумать совместную позицию в меню и за ее заказ дарить миниатюры кремов.
Сотрудничество с инфлюенсерами
Работа с блогерами не всегда предполагает огромные бюджеты. Иногда посты у локальных инфлюенсеров оказываются эффективнее, чем продвижение через блогеров-миллионников.
Купить рекламу можно напрямую у блогера или через биржу. Стоимость назначают сами инфлюенсеры: обычно чем больше аудитория, тем дороже. Некоторые блогеры работают по бартеру.
Всю рекламу в интернете, даже у блогеров, нужно маркировать. Если не поставить пометку «Реклама» или неправильно указать в рекламном объявлении токен, рекламораспространителю и рекламодателю грозит штраф.
Получить токен можно у оператора рекламных данных — самостоятельно или через посредника.
Контент-маркетинг
Контент-маркетинг — это продвижение с помощью полезных или развлекательных материалов, например статей, постов в социальных сетях, вебинаров. Такой способ направлен в первую очередь на узнаваемость бренда, формирование репутации и только потом — на продажи.
Контент-маркетинг полезен компаниям со сложным или дорогим продуктом: статьи помогут разобраться, как им пользоваться, и снять часть возражений. В некоторых случаях контент-маркетинг не нужен — например, если клиенты быстро принимают решение о покупке. В таком случае достаточно сайта и рекламы.
Поисковая оптимизация — SEO
Search Engines Optimization, или SEO, — это меры по оптимизации сайта, которые помогают продвинуть его выше в выдаче поисковиков по целевым запросам. Оптимизировать можно любые страницы сайта: и карточки товаров, и статьи в блоге.
Этот способ продвижения не подойдет, если нужно быстро найти клиентов: первые результаты оптимизации видны только через несколько месяцев.
Офлайн-реклама
Это продвижение без использования интернета: реклама на телевидении и радио, щиты, баннеры на остановках, объявления на автобусах, раздача листовок. Такие способы подходят локальному бизнесу и помогают рассказать о компании людям, которые не пользуются интернетом.
Холодные продажи
Если знаете, кто ваша аудитория, можете продавать товары или услуги «вхолодную». Например, предприниматель, который выращивает микрозелень, может сам предлагать свою продукцию ресторанам, пекарь — кафе или школам, а производитель натуральной косметики — спа-салонам.
Какие инструменты продвижения выбрать для своего бизнеса
Лучше искать клиентов всеми возможными способами: экспериментировать и пробовать любые инструменты. Ведь чем больше каналов продаж, тем больше клиентов.
Когда бюджет ограничен, стоит выбирать самые эффективные каналы и инструменты. Если затрудняетесь самостоятельно составить план продвижения, записывайтесь на бесплатную консультацию бизнес-эксперта Т-Банка. Специалист расскажет, какие инструменты и каналы хорошо работают в вашей сфере, и объяснит, как ими пользоваться.
Консультация для начинающих предпринимателей
Эксперты разберут основные вопросы на старте или после запуска бизнеса