Банк
Кредиты
30 марта 2023

Как выбрать и купить авто с пробегом

Разбираемся, на что обратить внимание при покупке б/у авто: как проверить документы, зачем устраивать тест‑драйв и какой тип привода выбрать

lead

Ориентироваться на потребности и бюджет

В интернете сотни тысяч объявлений о продаже авто с пробегом. Машину можно купить у частного лица, в автосалоне или даже у официального дилера — выбор большой. Если вы даже примерно не представляете, какое авто вам нужно, идите от простого к сложному.

Какая машина вам нужна. Речь не о предпочтениях по цвету — лучше отталкиваться от того, где вы собираетесь ездить на автомобиле, с кем, например с семьей и собакой на дачу или в одиночку на работу, сколько — каждый день или по выходным.

Для поездок по городу подходит хэтчбэк или небольшой седан, а для путешествий на машине по стране — кроссоверы или универсалы с повышенной проходимостью. Они вряд ли застрянут на плохой дороге, а в большое багажное отделение поместятся рюкзаки и палатки.

Тип привода. Лучший вариант — полноприводный автомобиль: у него хорошая управляемость на любой дороге и на нем легко припарковаться даже на снегу. Но полноприводный автомобиль дороже, к тому же полным приводом оснащены не все модели авто.

Если покупаете автомобиль только для езды по городу, можно остановиться на переднеприводном: он безопаснее, комфортнее, проще в управлении и обслуживании, чем заднеприводный.

Заднеприводные авто выбирают ради эмоций — чаще всего это более красивые машины представительского или бизнес-класса. Правда, с ними могут возникнуть сложности: зимой на них сложнее парковаться и трогаться с места на заснеженной дороге, поэтому такие машины подходят водителям с большим опытом вождения. Некоторые современные заднеприводные автомобили оснащены электронными помощниками, которые делают управление проще и комфортнее, но они есть не на всех моделях.

Сколько можете тратить на регулярное обслуживание авто. Например, вы мечтаете о Chevrolet Camaro, но при этом не хотите много тратить на топливо. Расход у Camaro — 14,3 л на 100 км. За год автомобилисты проезжают в среднем около 20 000 км. Получается, на топливо будет уходить 150 000 ₽ в год, или 12 500 ₽ в месяц. При этом, по данным сервиса «Топливо» Города, в среднем автомобилисты тратят на топливо 4 500 ₽ в месяц.

Изучить фото и описание в объявлении

Если выбираете авто в интернете и уже определились с базовыми критериями, переходите к содержанию объявлений.

Стоимость. Слишком заманчивые предложения должны насторожить. У низкой цены наверняка есть объяснение: проблемы с документами, серьезная неисправность, аварии или ограничения при постановке на учет — например, из‑за неуплаченных штрафов или алиментов, которые выплачивает владелец авто.

Если машина стоит выше рынка, это не значит, что с ней будет меньше проблем. Возможно, автомобиль тюнинговали или вносили изменения в его конструкцию. Значит, производитель, скорее всего, откажет в гарантийном ремонте, даже если срок гарантии еще не истек, обслуживание такого авто дорогое, а надежность под вопросом.

Фотографии. Ответственный продавец сделает снимки кузова со всех сторон. Фото должны быть такими, чтобы на них можно было рассмотреть салон, приборную панель с цифрами пробега, колесные арки и то, что под капотом, — это позволит сделать выводы о состоянии авто.

Будьте аккуратны: хорошие фотографии не гарантируют, что автомобиль в идеальном состоянии. Профессиональным фотосессиям доверять не стоит: с их помощью можно скрыть дефекты. Идеальный вариант — свежие фотографии на телефон, которые сняты в то же время года, когда продается машина, без обработки, с детальными кадрами недочетов.

Но и отказываться от покупки только из‑за плохих фотографий не стоит. Возможно, авто в хорошем состоянии, просто владелец не смог сделать качественные кадры.

Описание. По тексту можно сделать несколько выводов — например, кто продает машину. Владельцы пишут много подробностей, перекупщики публикуют общую информацию, а автосалоны делают упор не на машину, а на условия покупки.

Хорошие объявления

  • Много свежих фото кузова, двигателя, салона со всех сторон, но съемка не профессиональная.
  • Фото сделаны в то же время года, когда продается машина.
  • Повреждения не скрывают и сняты крупно, есть объяснение, как они появились.
  • Подробное описание, где есть неочевидные детали, которые знает только владелец. Например, когда он в последний раз менял масло или что‑то ремонтировал.
  • Кроме плюсов машины, отмечены и минусы.
  • В объявлении указаны данные, по которым можно перепроверить историю машины самому — например, VIN.

Плохие объявления

  • Фотографий мало и они некачественные.

    На них не рассмотреть весь кузов, нет снимков двигателя и салона или они смазанные.

  • Фото сделаны в другое время года.
  • Сняты только некоторые части машины.
  • Описание на несколько предложений без конкретики. Понять историю машины по ним невозможно.
  • Очень хвалебное описание — кажется, будто у машины нет минусов.
  • Нет данных, по которым можно проверить историю машины самому.

Проверить историю авто

Вы определились с тем, какое именно авто хотите купить, отобрали объявления, созвонились с продавцами. Следующий шаг — самый важный: перед покупкой нужно проверить документы на авто.

VIN. Это уникальный номер из 17 символов и цифр, он закрепляется за авто на заводе и, в отличие от госномера, никогда не меняется. Иногда его указывают прямо в объявлении, если нет — запросите его у продавца.

По отчетам об истории машины, которые предоставляются по VIN, можно узнать:

  • пробег, который владелец указал при техническом осмотре или оформлении ОСАГО;
  • сколько владельцев было у машины и как долго каждый из них владел машиной;
  • когда авто поставили на учет и сколько раз переоформляли;
  • попадала ли машина в ДТП;
  • была ли в угоне или в розыске;
  • не находится ли под арестом или в залоге.

Бесплатно проверить авто по VIN можно на государственных сервисах — на сайте гибдд.рф или на Госуслугах. За деньги данные предоставляют сервисы-посредники, например Автотека.

На сайте Госавтоинспекции можно узнать историю регистраций в ГИБДД, информацию об авариях и о том, находится ли машина в розыске

ПТС. Это паспорт транспортного средства, в нем находится полная информация об автомобиле. При покупке просите оригинал документа — он должен быть у владельца машины. Дубликат и оригинал различаются надписью в поле № 23 «Наименование организации, выдавшей паспорт». Если там указаны завод-изготовитель или таможенный орган, это оригинал. Если подразделение ГИБДД — дубликат.

Если продавец протягивает недавно выданный дубликат, стоит насторожиться. Иногда с помощью дубликата обманывают покупателей: продают автомобиль, который находится в угоне или залоге у банка.

Иногда дубликат выдают автовладельцу взамен утилизированного ПТС, если место в старом паспорте закончилось. Причину замены указывают в графе «Особые отметки». Если дубликат выдали взамен утраченного ПТС, покупать машину рискованно: возможно, автомобиль угнали, восстановили после серьезного ДТП и его после тотала списала страховая.

СТС. Это свидетельство о регистрации транспортного средства — его выдают, когда машину ставят на учет в ГИБДД. Если продавец — частное лицо, важно проверять, что собственником авто в СТС значится именно этот человек.

Штрафы. Сами по себе штрафы ничего не значат, но по ним можно сделать вывод о владельце: аккуратно он водил автомобиль или нет. Если продавец часто лихачил, скорее всего, у авто будут проблемы с коробкой передач и элементами подвески: они больше всего страдают из‑за нагрузок при высоких скоростях и резких разгонов-торможений.

Определить, кто продает машину

Перед встречей нужно понять, с кем вы обсуждаете покупку автомобиля — собственником авто, перекупщиком, посредником. От этого зависит в том числе, какие документы вы будете проверять.

Собственник. Идеальный вариант, когда человек, который продает машину, и есть ее владелец. Это легко проверить: данные в паспорте продавца и ПТС должны совпадать.

Собственник может детально рассказать о том, как использовалась машина, о ремонте и особенностях эксплуатации авто. Например, когда он последний раз менял масло или ремонтировал ходовую часть.

Посредник. Если машину продает не собственник, у него должна быть генеральная доверенность. Если документа нет, а вам говорят, что владелец машины уехал в другую страну и попросил соседа продать авто вместо него, это должно насторожить. Возможно, перед вами мошенники.

Перекупщик. Нежелательный вариант — это могут быть люди, которые купили машину дешевле и, скрыв ее недостатки, хотят продать дороже. Понять, что перед вами перекупщик, можно по тому, как они описывают автомобиль. Обычно они используют общие фразы: «аварий не было», «двигатель работает исправно», «машина как новая». Из документов у них будут только договор купли-продажи и документы на прошлого владельца.

Обратите внимание на срок владения машиной: если он меньше трех месяцев, это подозрительно. Возможно, это перекупщик или владелец, который недавно купил автомобиль, потом нашел неисправность и хочет продать машину, пока она окончательно не сломалась.

Мошенник. Если продавец ведет себя подозрительно, например не отвечает на вопросы или его ответы не сходятся с данными в документах, — возможно, перед вами мошенник. Тем более должна насторожить просьба внести предоплату без подписания документов. От такой сделки стоит отказаться — даже если авто вам очень понравилось.

Проверить состояние машины

При встрече с владельцем осматривайте только чистый автомобиль. Лучше делать это днем, в открытом пространстве, где к машине можно подойти с любой стороны.

Если вам предлагают посмотреть грязный автомобиль, машину в гараже при тусклом свете или на подземной парковке, не соглашайтесь: попросите отогнать машину на улицу и осматривайте авто там. При хорошем освещении больше шансов увидеть возможные следы ДТП и кузовного ремонта, сколы краски.

Не торопитесь — продавец, который хочет вас обмануть, обязательно будет говорить, что у него мало времени. В таком случае лучше взять паузу и вовсе отказаться от сделки.

При осмотре авто обязательно обратите внимание на общее состояние и данные систем, которые можете проверить.

Пробег. По данным «Автостата», в среднем машина для личного пользования проезжает 15 000⁠—⁠30 000 км в год. Если цифры на одометре намного больше, значит, машиной пользовались часто или для работы. С таким авто может быть много проблем — скорее всего, двигатель, коробка передач и детали ходовой уже износились.

Только по пробегу судить не стоит — его можно скрутить, то есть уменьшить. Обычно так делают, когда он больше 150 000 км, то есть машина старая или раньше она была в автопарке каршеринга или такси.

Бывает, что пробег небольшой и на машине никто не ездил. Это тоже иногда плохо: из‑за простоя шланги и другие резиновые детали трескаются, из них вытекает жидкость, ржавеют тормозные диски, деформируются шины.

Кузов. Чтобы скрыть дефекты после аварий или коррозию, продавцы меняют крышку багажника, крыло или крышу, а потом красят в оригинальный цвет машины. Это заметно: ручная покраска ложится хуже, чем заводская, особенно на сложных поверхностях — дверях, стойках, крыльях. А иногда новая краска по тону отличается от старой.

Чтобы быть уверенным, возьмите с собой толщиномер. Это устройство, которое показывает толщину слоя краски, его можно арендовать или купить на маркетплейсах в среднем за 1 500 ₽. Нужно заранее найти, каким должен быть слой краски у конкретной модели. Если он тоньше или толще — машину перекрашивали.

Двигатель. Если вы не специалист, при быстром осмотре оценить двигатель не получится. Тем не менее обращайте внимание на базовые вещи.

Когда под капотом все начищено до блеска, это повод насторожиться. Возможно, продавец недавно помыл двигатель, чтобы смыть следы подтеков, пятен и масляных запотеваний. Только мастер на СТО точно скажет, что за неисправность их вызвала и сколько будет стоить ремонт.

Идеальный вариант — когда под капотом есть небольшой слой пыли, значит, его мыли больше 500 км назад. Если в таком случае следов протечек не видно, значит, критичных течей и запотеваний двигателя, скорее всего, нет. Но даже в этом случае лучше показать двигатель мастеру на СТО, которому вы доверяете.

Попросите продавца завести машину и послушайте, как работает двигатель. Он должен звучать ровно, без странных шумов и щелчков. Если погазовать, звук все равно должен оставаться ровным. Если слышите посторонний шум, придется диагностировать неисправность на СТО — даже если вы догадываетесь, в чем проблема.

Салон. Обращайте внимание на детали, которые изнашиваются по мере использования машины: педали, руль и дверные замки. Если пробег у авто небольшой, а детали салона изношены, это повод для подозрений.

Осмотрите стекла — на них должна быть заводская марка, информация о производителе, типе стекла, дате производства и стандарте качества. Если эти данные на боковых стеклах различаются — значит, их меняли. Нужно уточнить, не было ли аварии, ведь стекло могли разбить хулиганы или сам владелец — например, когда запер ключи внутри.

При этом на заводе могут установить лобовое и заднее стекла от другого производителя, тогда их маркировка будет отличаться от боковых. Или, возможно, лобовое стекло меняли в процессе эксплуатации. Главное — убедиться, что это произошло не после серьезной аварии.

Незначительные проблемы или дефекты, которые не влияют на работу машины и безопасность, — не повод отказываться от покупки. Можно заранее показать их на СТО, рассчитать стоимость работ и попросить у продавца скидку.

Попросить о тест‑драйве

Перед покупкой попросите проехать на машине. И не 100 метров вокруг двора — нужно испытать автомобиль в разных условиях: с поворотами, разгонами и торможением, на разных скоростях. Во время езды двигатель не должен издавать фоновый гул, постукивания, щелчки.

Если продавец отказывает в тест‑драйве, лучше отказаться от покупки. Возможно, он скрывает недостатки, которые нельзя найти при визуальном осмотре.

Если после тест‑драйва машина вам понравилась и вы не нашли проблем, лучше отвезти автомобиль на СТО — в идеале на ту станцию, которую выбрали вы, а не продавец и которая специализируется на этой марке. Специалисты проверят машину на подъемнике, проведут диагностику двигателя, осмотрят подвеску, оценят состояние рулевого управления и проверят электронику.

Чем поможет Т‑Банк

Какую бы машину вы ни выбрали, ее можно взять в кредит в Т‑Банке. Мы не ограничиваем в выборе — у автомобиля может быть любой тип кузова, двигатель, привод и комплектация. Можете выбрать авто по объявлению в интернете или в автосалоне, купить у частного лица за наличку, в салоне при оплате картой или у посредника с переводом средств.

Кредит выдаем на любую легковушку не старше 18 лет — с любой коробкой передач и комплектацией, которая вам подходит.

Вот условия автокредита в Т‑Банке:

  • максимальная сумма кредита — 8 000 000 ₽;
  • максимальный срок — 5 лет.

Автокредит выдается под залог машины, которую покупаете, — подобрать авто можно в течение 30 дней после одобрения. Затем у вас будет еще 60 дней, чтобы оформить покупку и поставить машину в залог.

Часть займа на машину можно потратить на ремонт. Если на покупку ушло меньше суммы, которую одобрил банк, оставшимися деньгами можно распоряжаться по своему усмотрению — например, отремонтировать авто, купить новую резину или оставить в сбережениях. Единственное условие — за машину надо заплатить не меньше половины суммы автокредита.

Если вам сложно проверить машину по базам данных или вы хотите получить второе мнение, поможем проверить авто перед покупкой — по открытым базам ГИБДД, Федеральной нотариальной палаты, Федеральной службы судебных приставов и банковским источникам.

Как вам статья?

Оформите автокредит в Т‑Банке

Рассчитайте условия и подайте заявку за 5 минут