🤚 Всем привет! Если вы хотите разобраться, каким образом акции разных компаний появляются на бирже и как на этом можно заработать, то этот курс для вас.
Возможно, вы уже слышали о какой-нибудь известной компании, которая собирается выйти на биржу. Мы узнаем, как устроен этот процесс, какие у него есть альтернативы, а также разберемся, зачем он нужен инвестору.
🧐 Сразу предупредим: в этом курсе вам встретятся специальные термины, англицизмы и устоявшиеся формулировки. Дело в том, что выход компании на биржу проходит по определенным правилам и требует участия различных профессиональных участников, которые ну никак не могут обойтись без сложных словечек.
Не пугайтесь, мы объясним по порядку. Главное, помните, что на самом деле все просто: компания или ее акционеры хотят получить деньги от инвесторов на свои нужды, а инвесторы хотят заработать. Итак, давайте разбираться, как это сделать.
Процесс выхода на биржу называется IPO, или Initial Public Offering, — «первичное публичное предложение», если по-русски. Компания предлагает инвесторам купить ее акции по определенной цене, а потом становится публичной, то есть ее бумаги начинают обращаться на бирже.
🎿 Инвестор может пропустить IPO и купить акции компании уже на бирже, однако цена не всегда оказывается выгодной. Например, в октябре 2023 года Группа Астра провела IPO по 333 рубля за бумагу. За год с лишним цена акций ни разу не опускалась ниже этого уровня, даже несмотря на снижение рынка.
В момент проведения IPO компания (или ее основатели) получает деньги, приобретает статус публичной, а инвесторы становятся акционерами интересного бизнеса и могут рассчитывать на рост своих бумаг и на часть прибыли, то есть на дивиденды.
Компании, которые выпускают акции (да и облигации тоже), называются эмитентами, от английского слова emission — «выпуск». Чтобы получше разобраться в процессе, давайте представим себя в роли какого-нибудь эмитента.
💻 Например, мы с вами владеем IT-компанией, которая создает программы для компьютеров. Мы прямо как Microsoft, только чуть меньше. Почему меньше? Да потому что мы только недавно открыли свой бизнес и вынуждены конкурировать с гигантом, отбирая долю рынка операционных систем у Windows. Давайте думать, как победить детище Билла Гейтса.
🦥 Начнем с того, что нам надо нанимать талантливых программистов, закупать оборудование, рекламировать свою продукцию. Короче, нужны деньги. Где их взять? Мы можем провести IPO и выпустить акции.
Каждая акция — это доля в компании. Каждый, кто купит акцию, в обмен на деньги станет совладельцем фирмы и сможет влиять на стратегию: голосовать на собраниях акционеров, выдвигать управляющих. Чем больше акций у инвестора, тем больше у него возможностей вмешаться в судьбу бизнеса.
🤑 Кроме этого, мы будем отправлять инвесторам часть прибыли, дивиденды.
Возможно, вы спросите: «А почему мы просто не взяли кредит или не выпустили облигации?»
Во-первых, одно другому не мешает.
Во-вторых, выпуск акций может помочь нам занять деньги под более низкий процент. Например, если бумаги будут использоваться в качестве залога в банке.
Ну а в-третьих, вспомните нашу цель: нам не просто нужны деньги, мы хотим развиваться и подвинуть с пьедестала целый Microsoft.
Интересным аспектом проведения IPO является мотивация персонала. Некоторые публичные компании раздают свои акции сотрудникам, что побуждает их работать лучше: чем больше становится бизнес компании и чем дороже акции, тем больше денег они имеют. Получается, что инвесторы и сотрудники находятся в одной лодке.