О влиянии масс-медиа и шаблонном поведении участников рынка.
С 2021 по декабрь 2024 года количество уникальных клиентов на фондовом рынке выросло более чем в два раза — до 35,1 млн человек.
Мне не попадались оценки результатов участников спустя время от начала их активности на финансовом рынке. Но оценки размера счетов, агрегированной активности и тяги к использованию мобильных приложений помнится были.
Да вообщем-то их можно посмотреть в профилях участников социальной сети "Пульс".В большинстве очень печально.
•Есть ряд закономерностей в действиях больших групп физических лиц в акциях и валютных деривативах, которые говорят о том, что эти группы участников действует весьма однообразно.
По совокупности складывается образ, что большая масса людей приходит на рынок с небольшими суммами, использует маржинальное кредитование и в начале своего пути весьма активна в плане совершения большого количества сделок, притом шаблонно активна. Т.е. имеем комбо, которое со стороны выглядит не вполне адекватно.
•Нет цели оттаптываться на ком-то, для продолжения повествования в рамках цикла меня интересуют причины такого поведения, в том числе менее явные на первый взгляд.
Казалось бы, все очевидно, вариант накопления используя экономический механизм с учетом локальных особенностей капитализма долгий, нудный, хочется быстрее ведь жизнь одна.
С другой стороны, люди определенно понимают пределы своих возможностей в окружающем их мире и вот в одной сфере они действуют как минимум ограниченно рационально, но шаг вправо и пытаются достичь невозможного и увеличивают влияние случая многократно. В чем причина такого поведения?
•Мне всё больше кажется, что источником являются глубоко усвоенные модели из массовой культуры. Если собрать все сюжеты вместе, зритель получает набор "правил":
- успех достигается через инсайд или незаконные схемы,
- либо через чудо-чутьё и одну большую ставку,
- либо через гениальность, позволяющую "решить рынок",
- риск-менеджмент отсутствует,
- системность не приносит выгоды,
- деньги делаются быстро и всегда "всё или ничего".
Это искажённый, примитивный образ рынка, но он работает: человек приходит на рынок уже с готовыми ожиданиями, навязанными массовой культурой, биржевым триллерами и остросюжетными финансовыми сериалами.
Именно эти ожидания частично объясняют поведение новичков: маржинальность, гиперактивность, плохое управление рисками, вера в короткий путь.
И, возможно, часть того, что видим в поведении новых и не очень участников — результат усвоенных из медиа-культуры "вредных советов быстрого сказочного богатства".
Будьте разумны. Хороших сделок.
#вечернеечтение
Чуть больше мыслей по рынку углеводородов и не только у меня в профиле.