⚽️Как просмотр футбола влияет на инвестиционную деятельность. ⚽️
$GAZP ,
$LKOH
Как сообщает российское издание Frank Media со ссылкой на исследование Национального бюро экономических исследований (США), ученые, изучая поведение футбольных болельщиков в Израиле, объяснили, как социальное взаимодействие влияет на инвестиционную активность.
Поскольку в Израиле футбол является самым популярным видом спорта (в стране с населением 9,5 млн человек и площадью 8 тыс. квадратных миль (около 20,72 тыс. кв. км) на матчи только одной из четырех национальных лиг в сезоне 2022–2023 было продано 2 млн билетов), ученые избрали футбольные матчи в качестве событий, во время которых происходит наибольшее социальное взаимодействие между людьми.
Исследователи выдвинули гипотезу, что инвестиционные идеи могут передаваться среди людей как вирусные инфекции: когда люди встречаются и проводят время вместе в больших группах, то делятся воспоминаниями, планами и информацией, в том числе касающейся финансов. В основу исследования легли данные по торговле акциями одного из крупнейших банков в Израиле, охватывающие 131 тыс. счетов за период 2005–2014 гг.
Научное наблюдение показало, что чем чаще проходили футбольные матчи, тем чаще болельщики выходили на фондовый рынок и покупали акции, в том числе впервые. Маржинальный эффект от количества игр на склонность инвестора купить акцию составляет 32% при среднем уровне всех переменных и увеличивается с количеством недавних покупателей акций.
Также после совместных просмотров игр израильтяне чаще начинали покупать акции, которых ранее не было в их инвестиционном портфеле, так как информация о них чаще распространяется через личные контакты, а не через общедоступные источники информации. По данным ученых, сильнее всего «футбольный эффект» отражался на акциях с низкой ликвидностью, высокой волатильностью, принадлежащих, как правило, небольшим компаниям. На акции же крупных компаний с высокой ликвидностью футбольные игры оказывали менее выраженное влияние, поскольку информация о таких бумагах доступна во многих источниках.
Результаты также показали, что инвесторы склонны увеличивать количество уже имеющихся акций, особенно если их друзья также увеличивают свои позиции. Виной тому может выступать так называемая гемофильность – склонность индивидов формировать социальные связи с теми, кого они считают похожими на себя, и доверять им больше, в том числе и в сфере инвестиций. Однако, по мнению ученых, это снижает разнообразие мнений и может привести к появлению «информационных пузырей».
В заключении авторы исследования констатировали, что в период высокой социальной активности наблюдается увеличение объемов торгов и волатильности на рынке. Это подтверждает гипотезу о том, что социальное взаимодействие является важным драйвером рыночной активности и может приводить к повышенной нестабильности на рынках.