Как выставлять счета и принимать оплату

Как самозанятому выставить счет на оплату?

Самозанятые не обязаны выставлять счета, но в некоторых ситуациях они могут понадобиться. Например, если самозанятый оказывает услуги юридическому лицу, а счет нужен для отчетности.

Способ зависит от того, кому выставляете счет: физлицу или юрлицу.

Как выставить счет юрлицу

В приложении «Мой налог» нажмите кнопку «Новая продажа», укажите стоимость, тип товара или услуги, если заключали договор, укажите также его номер и дату подписания. Далее выберите «Юридическому лицу или ИП», заполните поля с ИНН и названием компании. Нажмите кнопку «Выдать счет» и сохраните файл PDF. Его можно отправить своим клиентам.

В личном кабинете налогоплательщика НПД. Войдите в раздел «Выручка» и нажмите кнопку «Добавить продажу». Откроется раздел «Новая продажа», где появится кнопка «Выдать счет».

Как выставить счет физлицу

Счет на оплату физлицу можно выставить в приложении Т⁠-⁠Банка: «Главная» → «Платежи» → «Запросить деньги». Вашим клиентам не обязательно иметь карту Т‑Банка. Они могут оплатить вашу работу с любого счета.

Когда заказчик оплатит счет, зайдите в сервис «Самозанятость» и сформируйте чек. Как выдать чек клиенту

Какие поступления на счет считаются доходом самозанятого?

Только те, что вы сами заявите в качестве дохода.

Если вы оформили самозанятость, это не значит, что все поступления на карту будут облагаться налогом. Официальная зарплата, переводы от родственников, возвраты из магазинов, кэшбэк, налоговые вычеты, проценты с вкладов, от инвестиций на бирже — все это не считается доходом самозанятого.

Налоговая будет учитывать только те суммы, что вы указали в чеках, то есть задекларировали самостоятельно. Как самозанятый платит налоги

Вот с каких доходов нельзя платить налог на самозанятость:

  • с зарплаты;
  • денег за заказы от бывшего работодателя, если вы уволились менее двух лет назад;
  • дохода от ценных бумаг;
  • денег от продажи квартиры, автомобиля или личных вещей, например телефона или тумбочки;
  • доходов в натуральной форме — когда за работу рассчитываются продукцией;
  • денег от продажи долей в уставном капитале;
  • доходов от завещания, дарственной или авторского договора;
  • дохода по договору простого товарищества или доверительного управления имуществом;
  • денег от передачи имущественных прав на недвижимость и уступки прав требований.

Как налоговая отличает доход самозанятого от прочих поступлений?

Налоговой это не требуется. ФНС не следит за движением средств на ваших счетах — ей достаточно тех данных, которые вы подаете самостоятельно. О своем доходе вы заявляете в момент оформления каждого чека. Как самозанятый выдает чек клиенту

Какие операции можно провести через приложение Т‑Банка?

В приложении Т‑Банка можно:

  • зарегистрироваться в качестве самозанятого;
  • выдать чеки и заявить доход в налоговую;
  • отправить чек прямо из приложения;
  • отозвать чек и доход;
  • сняться с учета в качестве самозанятого.

Как мои клиенты могут заплатить мне за услугу или товар?

Вы можете принимать оплату несколькими способами. Как выдать чек клиенту

Переводом на счет. Самозанятые могут получать переводы по номеру телефона, счета, карты, через СБП. Выбирайте любой удобный счет: кредитной, дебетовой карты, накопительный или совместный. Это могут быть каждый раз разные счета. О доходе вы заявляете без привязки к конкретному платежу. Как клиенты могут переводить деньги самозанятому

Наличными или переводом на карту другого банка. Чтобы выдать чек в этом случае, в разделе «Самозанятость» → «Заявить о доходе» нажмите на кнопку «Заявить доход вручную» и заполните форму.

Как внести наличные на счет

Как пополнить счет переводом из другого банка

Через интернет-магазин. Клиенты оплачивают покупки онлайн, без физического терминала: на сайте, в приложении, по ссылке по эл. почте и СМС. Подключить такой сервис могут самозанятые ИП. Как подключить интернет-эквайринг

Статус клиента значения не имеет: это может быть организация или физлицо, индивидуальный предприниматель или другой самозанятый. Какой вариант оплаты удобнее, решаете вы с клиентом. Например, от организации можно получить наличные, а от ИП — перевод по номеру телефона.

Независимо от того, каким способом вы получили оплату от клиента, необходимо выбить чек. Это единственная отчетность по сделке, которую получает налоговая: из чека она узнает, с кем вы сотрудничали и сколько заработали. Если заказчик — юрлицо или ИП, в чеке должны быть указаны ИНН и название компании. Какие налоги надо платить самозанятому

Вы также можете открыть отдельный накопительный счет для доходов от самозанятости или выпустить дополнительную карту к текущему счету — так будет легче следить за доходами и выставлять чеки.

Что такое дополнительная карта

Что такое накопительный счет

Нужно ли самозанятому оформлять договор и акт выполненных работ?

Работать самозанятым можно без договора и актов. Главное — всегда формировать чеки: это главный документ, с помощью которого вы заявляете о доходе в налоговую.

Но если вы работаете с юрлицом, заказчик может попросить вас заключить договор и оформлять акты выполненных работ — эти документы помогут вам и заказчику дополнительно защитить свои права.

Зачем самозанятому заключать договор

Шаблоны договоров от Бизнес-секретов

Где найти мои реквизиты самозанятого для получения оплаты?

Если вы хотите получать оплату банковским переводом, отправьте клиенту реквизиты любого вашего счета в Т‑Банке. Для этого на главном экране мобильного приложения или личного кабинета выберите счет, на который хотите получить деньги, → «Реквизиты» → «Отправить реквизиты».

Открывать специальный счет для самозанятости не нужно. Подойдет любая дебетовая карта, например Black. Еще вы можете давать реквизиты кредитки, накопительного или совместного счета. Оформить карту Black

Можно ли самозанятым проводить продажи через интернет-магазин?

Да, но не всем. Чтобы проводить продажи через интернет-магазин, нужно подключить интернет-эквайринг. Это могут сделать самозанятые индивидуальные предприниматели. Что такое интернет-эквайринг

Как выдать чек клиенту, если оплата была в рассрочку?

Так же, как и для обычной оплаты: укажите в чеке данные заказчика и стоимость услуги или товара без учета рассрочки. Реквизиты банка в чеке указывать не нужно.

Станьте самозанятым с Т‑Банком

Другие статьи по этой теме

  • Как стать самозанятым
  • Как выдавать чеки
  • Как платить налоги