Бизнес
29 мая 2023

Виды издержек в бизнесе и зачем их считать

Рассказываем, зачем делить расходы на категории и как это повлияет на бизнес

lead

Издержки — это все расходы бизнеса. Например, на аренду офиса, закупку материалов, зарплату сотрудникам. Зная, на что уходят деньги, предприниматель может установить оптимальные цены и заработать больше, ему проще находить убыточные направления и прогнозировать развитие бизнеса.

Обычно расходы делят на категории, вот одни из самых распространенных.

По зависимости от объема производства:

  • Постоянные. Не меняются, даже если производство на паузе.
  • Переменные. Зависят от объема производства.

По связи с производством и реализацией продукта:

  • Прямые. Их закладывают в себестоимость продукта.
  • Косвенные. Напрямую не связаны с продуктом.

По возможности ими управлять:

  • Контролируемые. Зависят от управленческих решений.
  • Неконтролируемые. Не зависят от предпринимателя.

По зависимости от объема производства: постоянные и переменные

Постоянные

Что входит. Все, что бизнес тратит каждый месяц, независимо от объемов продаж или производства: аренда помещения, затраты на банковское обслуживание и бухгалтерские услуги, фиксированная зарплата постоянным сотрудникам.

На что влияет. Из‑за нехватки денег на постоянные расходы случается главная боль предпринимателей — кассовый разрыв. Это когда бизнесу нужно рассчитаться по обязательным тратам, например за аренду, а денег нет, потому что клиент вовремя не оплатил счета или деньги еще не поступили по другим причинам. Если на счете всегда будет сумма по всем постоянным расходам за месяц, можно не бояться кассового разрыва.

Пример. Владелец кафе каждый месяц тратит 150 000 ₽ на аренду зала, 600 000 ₽ на зарплаты сотрудникам, 180 000 ₽ на страховые взносы с зарплат и 30 000 ₽ на коммунальные расходы. Это и есть постоянные расходы. Они не зависят от размера выручки или количества клиентов. Даже в кризис владельцу приходится платить такую же сумму.

Переменные

Что входит. Расходы, которые прямо зависят от объема производства: материалы, расходники и сдельная оплата сотрудникам. Чем больше продукта выпускает бизнес, тем выше переменные издержки.

На что влияет. Зная объем переменных расходов, бизнес оценивает в динамике, сколько тратит на производство продукта, сравнивает затраты для разных продуктов, направлений и филиалов, определяет и выбирает более рентабельные.

Пример. Переменные расходы кафе — 900 000 ₽. Столько оно в среднем тратило на продукты, логистику и налоги. Потом владелец открыл еще одну точку и заметил, что там переменные расходы выше, хотя выручка почти одинаковая. Он проанализировал, на что уходят деньги, и решил поменять поставщиков, чтобы снизить переменные издержки.

По связи с производством и реализацией: прямые и косвенные

Прямые

Что входит. Расходы на создание товара или услуги: материалы, зарплату сотрудников, занятых производством продукта.

На что влияет. Зная прямые расходы, можно посчитать точную себестоимость продукта. Себестоимость — один из самых важных показателей в бизнесе, от которого зависит рентабельность бизнеса. Снижая себестоимость, предприниматель, как правило, зарабатывает больше.

Прямые затраты могут быть переменными, например на ингредиенты для блюд в кафе, а могут быть постоянными — на зарплату поварам.

Пример. Кафе готовит салат «‎‎Цезарь» за 400 ₽, а его себестоимость — 220 ₽. Чтобы узнать, на что конкретно уходят деньги, считают прямые расходы. Зная в деталях, сколько уходит на ингредиенты, закупщик может выбрать более выгодных поставщиков.

Косвенные

Что входит. Все остальные издержки, которые нельзя отнести к прямым. От них не зависит себестоимость продукта или услуги напрямую, но они обеспечивают производство.

На что влияет. Обычно косвенные расходы считают для налогового планирования. Компании на ОСНО, работающие по методу начисления, должны делить затраты на прямые и косвенные и добавлять эти данные в отчетность. От количества косвенных расходов зависит налоговая нагрузка: чем их больше, тем меньше налогов придется заплатить.

Пример. Оптовая торговая компания каждый месяц тратит 30 000 ₽ на доставку товара со склада поставщика покупателям. Директор узнал, что этот вид расходов можно признать косвенным и платить меньше налогов. Косвенные затраты включают в налоговые расходы в том же периоде, когда они произошли, а налог рассчитывают с разницы между доходами и расходами. Директор включил доставку товаров в список косвенных издержек в учетной политике, и теперь компания платит налог на сумму на 30 000 ₽ меньше.

По возможности управлять расходами: контролируемые и неконтролируемые

Контролируемые

Что входит. Расходы, на которые влияют предприниматель и управленцы: закупка материалов, зарплаты, налоговые платежи, если можно выбрать более выгодную систему налогообложения. Предприниматель может сократить траты в этих категориях, если это выгодно для бизнеса.

На что влияет. Определив контролируемые расходы, предприниматель понимает, какие траты можно оптимизировать. Это помогает эффективнее управлять ресурсами компании.

Пример. Кафе работало несколько лет и тратило в месяц 1 000 000 ₽ на закупку продуктов, зарплату, налоги и амортизацию оборудования. Потом владелец заметил, что расходы растут непропорционально выручке, и решил отделить контролируемые. Он выписал список и поручил управляющему сократить некоторые статьи расходов: договориться с поставщиками продуктов о скидке, уменьшить окладную часть зарплаты у сотрудников и увеличить премиальную, привязанную к результатам работы.

Неконтролируемые

Что входит. Такие издержки, которые бизнес не может сократить, например налоги, амортизацию оборудования и стоимость аренды, пока действует договор с арендодателем.

На что влияет. Обычно эту группу издержек используют в больших компаниях для оценки работы менеджеров подразделений, которые несут финансовую ответственность за результаты своей деятельности. Малый и средний бизнес реже использует эту категорию.

Пример. Управляющий магазина отвечает за выбор поставщиков и товары для продажи. Если из‑за изменения курса валют все поставщики повысят цены и расходы магазина вырастут, это не будет виной управляющего, так как в этой части он не мог повлиять на цены.

Подключите бесплатную онлайн-бухгалтерию

Покажем все ваши расходы, сформируем платежки и поможем выставлять счета

tag-card

Как вам статья?