Дисклеймер: Аналитический отчет составлен в соответствии с Методикой оценки ценных бумаг
Съезд на СИМ
18 апреля в Москве состоялось крупнейшее мероприятие микромобильной отрасли, где собрались ключевые игроки рынка и эксперты в области урбанистики и транспорта.
Все свежие данные по рынку и интересные тенденции — в нашем обзоре.
Рынок шеринга в России стремительно растет: все больше людей пересаживаются на самокаты и берут автомобили напрокат. Согласно последним исследованиям, аренда транспорта становится все популярнее, в отличие от использования такси или покупки своего автомобиля. И вот почему.
Покупка собственного авто и владение им становятся дороже (бензин, парковка, обслуживание и т.д.).
Стоимость такси также растет: не хватает водителей, а ограничений от регулятора становится все больше.
Государство поддерживает сервисы шеринга транспорта через льготы и субсидии.
Растущий тренд на использование сервисов шеринга, таких как Whoosh и Делимобиль, среди молодежи.
Свою роль играет глобальный тренд на экологичность и разумное потребление.
Делимобиль
Крупнейший оператор аренды авто.
У компании самый большой автопарк в России и широкая география присутствия. Делимобиль вышел на IPO в феврале 2024 года, в результате чего доля акций в свободном обращении составила 9%.
С момента IPO акции упали более чем на 30%.
Whoosh
Крупнейший оператор аренды самокатов.
Whoosh провел IPO в конце 2022 года, разместив 10% акций в свободном обращении. В дальнейшем доля акций выросла до 20% в результате продаж инвесторов.
В настоящий момент акции торгуются вблизи оценки полученной в ходе IPO.
В этом обзоре мы:
Что предполагает рост на 15% к текущей цене.
235 рублей на акцию Whoosh
Что предполагает рост на 22% к текущей цене.
Содержание обзора
Обзор рынка
Как мы уже писали ранее, в настоящий момент транспортный рынок очень меняется. Одна из причин — активное развитие рынка шеринга.
В мире люди все чаще пользуются услугами кикшеринга (аренда самокатов и велосипедов): в среднем 3,6 поездки в течение месяца против 3,5 поездки на такси. Каршеринг пользуется наибольшей популярностью в США (3,3 поездки в месяц). Различия в предпочтениях по регионам зависят от того, насколько распространено владение автомобилями в стране и хорошо развит общественный транспорт.
Важно отметить, что, в то время как услуги такси и каршеринга на глобальном рынке уже стали привычными для пользователей и перешли в фазу «ранней зрелости» по кривой Гартнера, кикшеринг пока находится на более раннем этапе — между стадиями «инновации» и «ранняя зрелость». Это означает, что у кикшеринга есть большой потенциал для роста и привлечения более широкой аудитории, не только молодежи.
Цикл Гартнера (англ. Gartner Hype Cycle) — графическое отображение цикла зрелости технологий от стадии хайпа до продуктивного использования. Такая
Российский рынок не исключение, услуги каршеринга здесь также появились чуть раньше услуг кикшеринга и успели достичь определенной точки зрелости. Однако, учитывая, что по количеству автомобилей на человека наша страна заметно уступает ряду других, в основном
Согласно отраслевому исследованию группы компаний Б1, в 2023 году российский рынок шеринга вырос в два раза по сравнению с предыдущим годом, до 86 млрд рублей.
Рынок шеринга можно разделить на два основных сегмента.
Каршеринг
Краткосрочная сдача автомобилей в аренду (52% от общего объема рынка). Общая выручка сегмента выросла на 30% в 2023 году, до 44 млрд рублей.
Кикшеринг
Краткосрочная сдача в аренду малогабаритных средств передвижения, включая самокаты и велосипеды (48% от общего объема рынка). Общая выручка сегмента выросла в три раза благодаря эффекту низкой базы, что практически сопоставимо с выручкой в сегменте каршеринга.
Отметим, что, в отличие от каршеринга, услугам кикшеринга пользуются на небольших расстояниях, а также подвержены сильной сезонности. Поэтому по факту эти два сегмента дополняют друг друга, так как закрывают потребности в передвижении в разных ситуациях.
В рамках нашего анализа мы опираемся на оценку рынка каршеринга от Б1 и кикшеринга от издания Трушеринг. Согласно прогнозам, выручка сервисов каршеринга, велошеринга и кикшеринга может вырасти на 39%
Отметим, что еще одним сегментом рынка является аренда пауэрбанков. Доля сегмента пока не превышает 5% от общего объема, однако показывает самые высокие темпы роста.
Сервис Бери заряд!
Лидер в сегменте с долей рынка 70%, которого включили в экосистему Яндекс Go. Основной конкурент, Юрент, входит в подписку МТС Premium.
Согласно данным Б1, российский рынок каршеринга к 2028 году может вырасти в пять раз и занять до четверти рынка шеринга, вытеснив такси. Автопарк каршеринговых компаний должен удвоиться.
Причины для роста все те же:
На конец 2022 года каршерингом в России пользовалось всего 1,2% населения, тогда как максимальный потенциальный охват оценивался на уровне 20,4%.
По нашим оценкам, сейчас каршерингом в России пользуется уже 2,5—3% населения. Тем не менее возможности для дальнейшего роста
Согласно данным аналитического агентства Автостат, средняя стоимость покупки нового автомобиля превысила 3 млн рублей по итогам 2024 года. К тому же исторически около половины покупок новых автомобилей совершается в кредит.
В таких условиях, когда растут цены, а ЦБ держит высокий уровень процентных ставок, у населения повышается интерес к рынку каршеринга.
Дополнительные расходы на обслуживание автомобиля
С которыми сталкиваются владельцы после его покупки.
Рост срока пользования автомобилем
Что также приводит к росту затрат на его содержание.
Помимо проблем с поставками запчастей и нестабильного валютного курса.
Оплата парковки
Тогда как каршеринговые компании пользуются льготами.
Каршеринг обойдется в 2 раза дешевле
Чем передвижение на такси или владение личным автомобилем.
Мы собрали статистику по среднему чеку клиентов
Мы видим, что в течение последних двух лет цены на такси росли быстрее, чем цены на услуги краткосрочной аренды автомобилей.
Сегодня основные каршеринговые компании представлены в 13 крупнейших городах. При этом почти половина всего автопарка каршеринга сосредоточена в Москве: 1,7 млн активных пользователей, а среднее количество поездок за сутки составляет 146 тысяч.
В России насчитывается около 35 городов с населением более 500 тысяч человек, однако Делимобиль присутствует лишь в трети из них. Остальные каршеринговые компании охватывают еще меньшее число городов.
Расширение присутствия в регионах — один из ключевых факторов будущего роста для сервисов каршеринга.
На российском рынке каршеринга есть четыре значимых игрока.
Делимобиль
В настоящий момент Делимобиль — явный лидер по количеству городов присутствия и по размеру автопарка.
Ситидрайв
Второе место по размеру парка занимает Ситидрайв, который принадлежит Сберу.
Яндекс Драйв
Третье место уходит Яндекс Драйву, который является частью экосистемы Яндекса, что, по нашему мнению, важнейшее конкурентное преимущество.
BelkaCar
Четвертое место у независимого сервиса BelkaCar. Это одна из первых компаний, появившихся на российском рынке шеринга.
Все компании работают на базе собственных
Каршеринговая бизнес-модель основана на концепции «все включено», где парковка, бензин и страховка уже включены в стоимость услуги.
Отметим, что Делимобиль и Ситидрайв в течение последних пяти лет существенно увеличили собственный автопарк и количество поездок.
В то время как у Яндекса было не все гладко: после успешного увеличения автопарка в 2019 году, произошло резкое сокращение количества машин и до сих пор компания не может вернуться к доковидным цифрам. Это может зависеть от разных факторов, однако, если Яндекс считает
Из-за высоких барьеров для входа в отрасль мы считаем, что появление новых сервисов каршеринга маловероятно. Рынок, скорее всего, будет и дальше концентрироваться вокруг крупнейших игроков.
Мы изучили статистику на основе транзакций клиентов Т‑Банка за последние 35 месяцев и проанализировали, как ежемесячно менялись предпочтения клиентов при выборе сервиса каршеринга.
Около 85% всех клиентов, которые использовали Делимобиль в прошлом месяце, продолжают это делать и в следующем месяце. Такая доля удержания клиентов является самой высокой среди сервисов каршеринга, что может быть связано с присутствием Делимобиля в большем количестве городов.
Также мы выяснили, что 13% пользователей BelkaCar и 12% пользователей Яндекс Драйва переходят на Делимобиль в следующем месяце использования каршеринга.
Что в итоге
По данным консалтинговой фирмы Arthur D.Little, глобальный рынок шеринга авто оценивается примерно в $3 млрд. Фирма также прогнозирует рост рынка на 20% в течение следующих десяти лет.
На сегодняшний день более 250 сервисов предоставляют услуги примерно в 3 000 городов, а это лишь 30% от общего числа городов в мире. К тому же каршеринг занимает менее 5% от общего рынка шеринга (около $100 млрд).
Бизнес-модель каршеринговых сервисов, как правило, строится на базе одной из двух схем.
По типу владения авто
Тут два варианта: авто находится либо во владении каршеринговой компании, либо во владении частных лиц, а каршеринговая компания выступает в качестве посредника.
По гибкости парковки
Это использование только определенных парковок и станций или же свободный каршеринг — когда транспортные средства можно оставлять в любом месте в пределах фиксированной зоны и при наличии парковки.
В мире более популярна история, когда клиент берет и возвращает машину в специальных пунктах.
Услуги свободного каршеринга особенно пользуются спросом в европейских и восточных странах. Но есть нюанс: в данном случае каршеринговая компания несет больше расходов по сравнению с моделью, которая предусматриваются фиксированные места для парковки.
Мировые каршеринговые компании постоянно находятся в поиске компромисса между удобством использования услуг и экономикой бизнеса. Например, Zipcar, один из ведущих мировых каршеринговых сервисов, использует модель с фиксированными местами парковок в США, а в Великобритании, наоборот, модель свободной парковки.
Дополнительным фактором при выборе модели развития для каршеринговых компаний является стоимость владения собственным автомобилем. Например, в Канаде и Европе она значительно выше, чем в США, что делает модель со свободной парковкой более конкурентоспособной именно в этих регионах.
Важно подчеркнуть, что мировые иностранные компании каршеринга до сих пор работают в убыток. Многие покидали рынок после неудачных запусков. В Штатах это такие сервисы, как
Gig
Mercedes-Benz’s Car2Go (Share Now)
GM’s Maven
BMW’s Reach Now
В рамках нашего обзора наибольший интерес представляет европейский рынок каршеринга. Общий размер автопарка в Европе составляет более 120 тысяч автомобилей, что в три раза превосходит автопарк США.
Для сравнения: размер автопарка каршеринговых сервисов в России составил 75 тысяч машин по итогам 2024 года.
Отметим, что в 2024 году совокупное число авто в каршеринге, работающих по модели свободной парковки, впервые превысило число машин, работающих по схеме с фиксированными местами парковки. Германия остается лидером модели свободной парковки.
В настоящее время европейский рынок каршеринга объединился вокруг крупных компаний и не растет активными темпами. В отличие от бурного развития кикшеринга (самокаты) и велошеринга (велосипеды) каршеринг за последние четыре года показывает стабильный, но очень медленный рост. Это связано с более высокими затратами на обслуживание автомобилей по сравнению с самокатами и велосипедами. Мы считаем, что аналогичная динамика характерна и для российского рынка каршеринга.
Каршеринг в Европе также играет важную роль в переходе на более экологичные виды транспорта. Около 50% европейских каршеринговых сервисов предлагают как минимум один электрический автомобиль и около 20% предоставляют только экологичные машины.
По популярности услуг каршеринга лидируют такие города, как Амстердам, Мюнхен и Берлин.
Москва также входит в лидеры по данному показателю, однако при текущем уровне урбанизации в России мы полагаем, что потенциал роста все еще очень большой.
Российские каршеринговые компании развивают собственный парк автомобилей и работают на базе модели свободной парковки, получая скидки и льготы от регулятора. Мы полагаем, что такая модель сохранится и в будущем, так как каршеринг стал важной частью городского транспорта.
Растущий уровень урбанизации в России повышает спрос на каршеринговые услуги, что дает толчок для расширения автопарка и географии присутствия сервисов.
Российские каршеринговые компании не сталкиваются с сильной конкуренцией с традиционной арендой автомобилей, которая более распространена за рубежом.
Каршеринговые сервисы в России доказали жизнеспособность своей
Рынок кикшеринга
Микромобильный транспорт растет самыми высокими темпами на рынке шеринга в России (среднегодовой темп роста в 2020–2024 годах составил более 80%)
Микромобильный транспорт — это легкие транспортные средства, которые передвигаются со скоростью до 25
Трушеринг
По данным издания о городских сервисах, российский рынок кикшеринга будет расти каждый год ещё на 20% и может достичь 53,6 млрд рублей к 2027 году.
Б1
Мы придерживаемся более консервативного прогноза, близкого к ожиданиям издания Трушеринг
В данной методологии потенциал рынка измеряется показателем количества самокатов на 1 000 жителей аналогичных по климату, инфраструктуре и уровню урбанизации городов. Важно отметить, что свежие прогнозы от Трушеринга скорректированы с учетом текущей геополитической обстановки и более низкого уровня инфраструктуры в регионах России.
Рост спроса на сервис кикшеринга
Среди населения в связи с развитием городской инфраструктуры.
Более низкая стоимость поездки
По сравнению с такси или личным авто.
Рынок кикшеринга будет развиваться в концепции мультимодальности.
Мультимодальность — в одном приложении вы можете не только арендовать различные транспортные средства (самокаты, велосипеды и другое), но и использовать дополнительные городские сервисы, например пауэрбанки для зарядки телефона.
Так, например, на прошлой неделе компания Whoosh подписала соглашение с Московским Метрополитеном о развитии мультимодальных поездок на нескольких видах транспорта.
Число клиентов, пользующихся сервисом кикшеринга, стремительно растет: с 1,5 млн в 2020 году до 25,3 млн в 2024 году (согласно рыночному исследованию Трушеринга). По прогнозам издания, в ближайшие три года число пользователей будет расти на 11% в год и к 2027 году составит 35 млн.
Целевая аудитория кикшеринга — это трудоспособное население городов с численностью населения 100+ тыс. человек. В России таких городов, по данным Росстата, 168. Согласно долгосрочному анализу Б1, количество активных пользователей кикшеринга может достичь значения в 54 млн человек, что составляет 37% всего населения страны.
По нашим оценкам, реально достижимая аудитория сервисов кикшеринга в России к 2030 году может составить около 80% от потенциальной аудитории.
Стоит учитывать, что совокупное число зарегистрированных аккаунтов у всех сервисов кикшеринга может быть выше (например, в 2024 году таких аккаунтов было 53,2 млн), однако один пользователь может быть зарегистрирован в нескольких сервисах одновременно. Таким образом, стоит ориентироваться на число уникальных аккаунтов кикшеринга (25,3 млн человек в 2024 году).
Рост общего количества поездок в 2024 году превысил прирост флота самокатов, что говорит о тенденции увеличения числа поездок на одном самокате в день.
Средняя стоимость поездки снижается под влиянием двух факторов:
По данным Трушеринга, в 2024 году показатель выручки на одну поездку вырос до 111 рублей (+5%), что может быть обусловлено повышением стоимости услуг на фоне роста ключевой ставки и инфляции. Однако в последующие годы ожидается замедление роста чека до 2% и последующий возврат к его снижению
Рост числа поездок на любом транспорте — это главный драйвер индустрии кикшеринга. Большинство пользователей (85%) используют электросамокат, как транспорт для начала или завершения своего маршрута (транспортный сценарий поездок), а не для прогулки. Сюда также можно отнести велопрокат, который уже стал полноценной частью московского транспорта: более 80% поездок на арендованных велосипедах совершается с конкретным маршрутом.
Востребованность самокатов и велосипедов объясняется тем, что они являются важным связующим звеном между привычными видами городского транспорта в рамках ежедневного передвижения дом — работа — дом.
Мы собрали статистику по среднему чеку клиентов
При этом значительный гэп между стоимостью поездки на такси или каршеринге и кикшеринге все еще сохраняется, что говорит о потенциале роста тарифов операторов кикшеринга.
Кикшеринг является важной частью городской транспортной инфраструктуры, признанной на государственном уровне. Официальный статус электросамокаты получили лишь в марте 2023 года, когда вступили в силу изменения в ПДД для СИМ. До этих изменений пользователи электросамокатов приравнивались к пешеходам (при мощности электросамоката менее 250 ватт) или водителям мопедов (если этот показатель выше).
Операторы кикшеринга продолжают работать над популяризацией кикшеринга в качестве транспорта. Самокаты заменяют все больше поездок на автотранспорте на небольшие расстояния — это тренд, который будет только набирать обороты.
C нового сезона 2025 года в Москве взять электросамокат в аренду можно будет только после прохождения верификации через систему Mos.ID.
Для верификации потребуется полная учетная запись на портале mos.ru с указанием СНИЛС и подтверждением личности через привязку к аккаунтам Госуслуг, Сбер ID,
Участники рынка поддерживают системное регулирование для безопасности поездок на СИМ, в новом сезоне по собственной инициативе операторов введено ограничение скорости до 20
Однако, что касается обсуждаемых на федеральном уровне предложений о введении водительских прав и запрета на езду по тротуарам, то такие поспешные запреты при недостатке велоинфраструктуры, могут привести лишь к росту аварийности и хаосуна дорогах.
В 2024 году стал заметен эффект от введения в сентябре 2023 года полного запрета самокатов. При этом городская система велопроката Vélib' сохраняет свои позиции крупнейшего сервиса в Европе.
Страна взяла курс на приоритизацию системы, основанной на фиксированных станциях: сервис BiciMAD насчитывает 7,5 тысячи электровелосипедов. В сентябре 2024 года городские власти ввели полный запрет на велосипеды и самокаты (скутеры) со свободной парковкой.
Полный эффект от введенных ограничений еще не реализован, однако, по предварительным данным, уже заметно
Введение запретов и ограничений в одних городах Европы балансируется активным развитием самокатов в других. Так, например, в Осло (Норвегия) ожидается рост размера парка самокатов c 8 тысяч до 16 тысяч. Великобритания и Ирландия также являются потенциально перспективными рынками для развития кикшеринговой модели.
С подробным обзором практик регулирования отрасли можно ознакомиться в недавнем обзоре ЦСР.
Первые полноценно работающие кикшеринговые компании появились в России в 2018 году — это Делисамокат (по станционной модели) и YouDrive Lite (по бесстанционной модели), запустившиеся внутри каршеринговых компаний Делимобиль и YouDrive соответственно.
Модели проката самокатов
Первый сервис вскоре закрылся, а YouDrive Lite существует до сих пор и работает по модели франшизы (через партнеров), но перестал быть частью компании YouDrive. В 2019 году состоялся запуск кикшеринга Whoosh, а МТС Юрент в том же году занял лидирующие позиции на юге России. Также важным событием на рынке стал запуск кикшеринга от Яндекса в июле 2021 года.
Российский рынок кикшеринга довольно консолидированный. В денежном выражении более 80% рынка занимают два игрока — Whoosh и Юрент (теперь принадлежит МТС). Причем их
Лидер рынка, Whoosh, берет на себя все: от разработки ПО до ТО своего парка.
Юрент развивает крупнейшие рынки (крупные города) своими силами, но за счет широкой франшизной сети охватывает еще 150+ малых городов России (в отличие от Whoosh). В 2024 году сервис также пошел в разработку собственных устройств (сделка с Eleven).
Юрент раскрывает такой показатель как GMV — общий доход площадки с учетом всех франчайзи в РФ и за рубежом (по итогам 2024 года составил 12,4 млрд руб.). Выручка МТС Юрент состоит из доходов внутри страны, а также от роялти франчайзинговых сетей (платы за пользование бренда) и согласно прогнозам Smart Ranking в 2024 году могла составить около 7,6 млрд рублей.
Яндекс вышел на рынок самокатов совсем недавно (в 2021 году), но уже сумел стать одним из трех крупнейших игроков на рынке, а клиентская база насчитывает десятки миллионов человек (53,2 млн активных пользователей Яндекс Go в месяц), которых можно вовлечь в кикшеринг. Яндекс также не раскрывает отдельно выручку по кикшерингу, а показывает ее в составе совокупной выручки сегмента райдтех. По прогнозам Smart Ranking, выручка в 2024 году площадки могла составить 5,6 млрд рублей. Сервис представлен в 12 городах России и СНГ, а его флот в 2025 году, по данным компании, уже приближается к 100 тысячам единиц парка, что говорит о его стремительном росте.
С 2024 года подход Трушеринга к расчету рынка кикшеринга изменился — теперь данные включают только рынок России (без учета зарубежных направлений). Поэтому на графике ниже представлены данные за 2023 году по всем направлениям работы операторов кикшеринга (РФ + прочие локации), а в 2024 году размер рынка, размер флота и число поездок — только внутри России. Небольшие расхождения связаны с тем, что не все компании раскрывают число поездок или размер флота по направлениям своей работы, поэтому выделить отдельно данные по России не всегда возможно.
Whoosh присутствует в 61 локации по миру (РФ, СНГ, Латинская Америка). У МТС Юрент география присутствия еще шире: 187 городов и локаций в России благодаря франшизе. В сервисе верят, что потенциально кикшеринг в России может в ближайшие годы охватить до 300 городов. Здесь также важно понимать, что именно тот или иной оператора рассматривает как локацию. Для Whoosh локация — это город (Московская область—1 локация, где есть много городов, аналогично и Ленинградская область и так далее).
В целом в России 187 городов, в которых есть сервис шеринга электросамокатов, из них в 149 городах работает лишь один сервис, в 29 городах — два, в 9 — три и более.
В городах России с потенциально достижимой аудиторией сервиса кикшеринга количество самокатов в 2024 году оценивается в 5,3 единиц на 1000 жителей (в 2023 году этот показатель составлял 4,4 ед.).
Количество самокатов на 1000 всех жителей РФ в 2024 году составило 2,8 ед., в 2023 году — 2,3 ед. По прогнозам Трушеринга, к 2027 году количество самокатов на 1000 жителей вырастет до 4,2.
Мы изучили статистику на основе транзакций клиентов
Около 96% всех клиентов, которые использовали Яндекс Go в прошлом месяце, продолжают это делать и в следующем месяце. Такая доля удержания клиентов является самой высокой среди сервисов кикшеринга, что может быть связано с наличием широкой базы пользователей экосистемы Яндекса. Что касается Whoosh и МТС Юрент, то оба сервиса демонстрируют
TIER-Dott — это крупный оператор шеринга электросамокатов и велосипедов, действующий в десятках городов мира с 2018 года. В 2024 году пользовательская база насчитывала 10 млн человек, которые совершили 100 млн поездок при размере парка самокатов 250 тысяч.
Такой масштаб позволяет компании проводить многочисленные исследования, из которых мы узнали следующее:
58%
клиентов сервиса стали меньше пользоваться личным авто или такси;
64%
использовали сервис TIER-Dott в комбинации с общественным транспортом;
36%
использовали сервис кикшеринга, чтобы добраться до локаций, куда не ездит общественный транспорт;
67%
используют лишь один вид транспорта, и чаще всего это электросамокаты.
Одними из первых компаний в США, запустившими аренду электросамокатов через мобильное приложение, стали стартапы Bird и Lime — они появились в 2017 году в
Инвесторы вкладывались в
Огромная конкуренция среди игроков привела к заполнению улиц многих городов самокатами, что привело к частым авариям. Власти начали ограничивать или даже полностью запрещать сервисы кикшеринга.
В результате появилась модель, при которой лицензию на работу в городе получает ограниченное количество компаний, что позволило убрать излишнюю конкуренцию.
Затем в 2020 году случился ковид и локдауны, что сильно подкосило индустрию. Многие компании не пережили этот период:
В целом произошедшая консолидация на рынке позволила укрепиться доминирующим игрокам, таким как Lime, Dott, Coltra и региональным дилерам (Ryde, Forest, Check), которые находятся в активной конкуренции с велопрокатами с фиксированными парковочными местами.
В 2023 году в США и Канаде пользователи совершили около 70 млн поездок на самокатах, что все еще меньше, чем в 2019 году, до COVID-19 (тогда было 87,5 млн). В Европе за тот же период на самокатах совершили 282 млн поездок (в 2024 году количество снизилось до 257 млн).
Для сравнения: в России в 2023 году было зарегистрировано около 212 млн поездок и 282 млн в 2024 году, что впервые превысило число поездок по всей Европе.
Негативная динамика в Европе в 2024 году объясняется введением множества ограничений по размеру парка в городах присутствия (например, в Берлине и Брюсселе), а также слиянием игроков Dott и
В целом в лидерах европейских городов находятся Осло и Брюссель. Осло — один из важнейших городов для развития сервисов кикшеринга в Европе. Город стремится стать первым в мире безвредных выбросов к 2030 году и поэтому активно инвестирует в устойчивые виды транспорта.
Показатели Москвы и
Крупнейшая в мире компания в секторе по выручке и поездкам сейчас — это Lime, которая работает в США, Европе и некоторых других странах. За 2024 год Lime продемонстрировал 175 млн поездок, что лишь примерно в 1,2 раза больше, чем у Whoosh (149,7 млн). Сервис также показывает более медленный темп роста: 17%
Lime аффилирован с Uber — получил от них финансирование, и самокаты Lime можно арендовать через приложение Uber во всех странах присутствия сервиса.
Первым из сервисов кикшеринга в Северной Америке, вышедших на безубыточность по операционной прибыли (EBIT), стал оператор Vео. По итогам 2024 года рентабельность по маржинальной прибыли от поездок оператора составила 71%.
Еще один игрок в секторе — копания Voi. Это шведский оператор кикшеринга, который в 2024 году впервые вышел в прибыльность по скорректированной EBITDA благодаря увеличению сроку жизни самокатов (до восьми лет) и контролю расходов. Рентабельность маржинальной прибыли от поездок выросла с 49% в 2023 году до 57% в 2024 году, а маржинальность по EBITDA составила 13% при положительной операционной прибыли. Утилизация парка самокатов сервиса составила в среднем 10 поездок на 1 СИМ в день в пик сезона и 2 поездки на 1 СИМ вне сезона. Менеджмент компании также заявляет о возможном выходе на IPO в течение следующих
Vehicle profit (маржинальная прибыль от поездок) = выручка кикшеринга за вычетом прямых расходов, относящихся к обслуживанию флота СИМ (запчасти, ремонт и техническое обслуживание, расходы на персонал, который работает с автопарком).
Что касается других регионов, то рынок Латинской Америки (где Whoosh имеет довольно агрессивные платы по росту) относительно мало развит с точки зрения сервисов микромобильности.
Бразилия
Одна из основных локаций в Латинской Америке, которую рассматривает Whoosh, и планирует увеличить свой флот в стране до 50 тысяч к 2026 году.
Конкурентный ландшафт в стране нельзя назвать активным, так как многим операторам, пытавшимся выйти на данный рынок, закрепиться на нем по разным причинам не удавалось. Так, например, сервис Lime приостановил свою деятельность в стране в начале 2020 года
В конце 2023 года на рынок Бразилии вышел казахстанский оператор JET (представленный также в странах СНГ), однако данный игрок вышел на рынок позже, чем Whoosh, а также на старте являлся меньшим по размеру флота и по выручке. Количество поездок в 2023 году в Бразилии у оператора JET составило 96 тысяч. Однако у игрока амбициозные планы на рынке Бразилии и он может составить серьезную конкуренцию Whoosh в будущем — к 2028 году JET планирует ввести в эксплуатацию 200 000 электросамокатов в стране (Whoosh планирует нарастить флот во всем регионе LATAM примерно на 300 тысяч единиц до 2030 года, из них на Бразилию может прийтись около 120 тыс.).
Что касается Whoosh, то на старте работы в этом регионе успех был частично связан с тем, что некоторое время компания являлась частью городского проекта, который позволяет тестировать инновации и не регулироваться государством в течение полугода. После данного тестового периода правительство оценивает целесообразность выдачи разрешения на работу сервиса в городе.
Whoosh предпринял попытки обогнать конкурентов, предоставляя более прочные самокаты со сменной батареей, сниженным лимитом по скорости и выделенными местами для парковки.
К тому же сейчас существуют более ясные правила регулирования, чем в 2019 году, и растущий спрос на альтернативные виды транспорта.
Тем не менее, как отмечает сама компания, быстро масштабироваться в регионе нельзя: необходимо получить разрешение от города или определенного района, что занимает некоторое время.
Российский рынок аренды электросамокатов получил активное развитие на несколько лет позже, чем в США или Европе. Это помогло использовать опыт зарубежных стран и избежать многих ошибок. Лидер рынка Whoosh является прибыльным (даже по чистой прибыли) с момента основания, в то время как только несколько американских и европейских сервисов смогли выйти в плюс по операционной прибыли лишь в последние несколько лет.
В итоге на российском рынке сложилась уникальная ситуация: несмотря на короткий сезон (кроме южных городов), сохраняется высокий потенциал роста проникновения услуг кикшеринга даже в крупных городах, по сравнению с мировыми аналогами.
Российский рынок кикшеринга является достаточно концентрированным: три крупнейших игрока занимают более 90% всего рынка. Двое из них входят в экосистемы Яндекса и МТС соответственно.
Сравнение средних цен на услуги аренды самокатов говорит о потенциале для дальнейшего роста чека на услуги российских кикшеринговых компаний, однако здесь важно следить и за дальнейшей динамикой роста цен на такси и каршеринг в стране.
Кикшеринг в России пока менее зарегулирован, чем в Европе, что может создавать определенный риск для дальнейшего расширения парка операторов.
Делимобиль
Дальнейшая динамика рынка каршеринга в первую очередь связана с действиями основных его участников, то есть спрос будет определяться предложением. Поэтому рост рынка будет зависеть от расширения автопарка Делимобиля и его конкурентов.
32 тысячи авто на конец 2024 года
Большая часть все еще приходится на машины экономкласса. Однако за счет китайских автомобилей удалось существенно нарастить автопарк в более высоких сегментах.
Работает в 13 российских городах
Услугами пользуется более 28% городского населения страны.
Более 600 тысяч человек
Количество активных клиентов в месяц.
Аренда автомобиля в лизинг и предоставление каршеринговых услуг в столице в течение следующих четырех лет.
Выкуп автомобиля и его перевод в региональный парк. В регионах средний возраст автомобиля превышает десять лет, поэтому парк Делимобиль выглядит привлекательно для потенциальных пользователей.
После шести лет использования каршеринговая компания продает подержанный автомобиль.
У Делимобиля есть собственная платформа для продажи автомобилей с пробегом — Купимобиль. С помощью нее компания собирается продавать машины из собственного парка, а также привлекать внешних партнеров (фактор дополнительной монетизации сервиса).
Выручка Делимобиля на 95% генерируется за счет договоров аренды. Небольшая часть приходится на прочие услуги, включая продажу подержанных транспортных средств и доставку.
Разберем выручку от каршеринговых услуг детальнее. Для расчета выручки нам потребуются следующие операционные показатели:
С 2020 года размер автопарка компании вырос больше чем в два раза — с 14,2 тысячи до 31,7 тысячи автомобилей по итогам 2024 года.
В этом году компания собирается увеличить количество проданных подержанных автомобилей
Количество проданных минут зависит от расширения парка и среднего времени использования машины. Общая динамика утилизации машин Делимобиля в 2024 году была отрицательной, что связано с простоем большого количества авто в сервисах и неполным использованием потенциала.
Мы ждем, что по итогам 2025 года количество проданных минут составит около 2,3 млрд и будет увеличиваться в среднем на 16% в год, где сильным драйвером может стать модель 3P. Ее суть заключается в том, что компания не выкупает транспортное средство на свой баланс или через лизинг, а привлекает машины от третьих сторон и использует их. Третья сторона получает комиссию от выручки, заработанной на этих машинах.
По нашему прогнозу, выручка Делимобиля по итогам 2025 года вырастет на 41%
Основными драйверами, кроме упомянутых выше, должны стать следующие факторы.
Стоимость минуты вырастет
По нашим оценкам, рост будет опережать инфляцию благодаря:
Поездки станут чаще
Благодаря росту популярности каршеринга в регионах.
Поездки станут продолжительнее
За счет развития каршеринга между городами и повышения гибкости тарифов.
Еще одним потенциальным драйвером роста выручки может стать развитие новых
Основные составляющие в структуре себестоимости — это расходы на обслуживание и ремонт автомобилей, а также затраты на топливо.
Сейчас Делимобиль активно развивает сеть собственных станций ТО.
6 новых СТО
Открыла компания по итогам 2024 года, а площадь обслуживания выросла в два раза, до 40 тысяч кв. метров.
15 сервисных центров
Общее количество СТО в 8 городах России. Это позволяет обслуживать до 85% парка Делимобиля собственными силами.
До 90% по итогам года
Компания планирует увеличить данный показатель за счет модернизации и расширения площади двух существующих СТО.
Новые станции помогают оптимизировать затраты на ремонт и запчасти на 30—50%, поэтому такие инвестиции должны оказать положительный эффект на рентабельность бизнеса.
В дополнение к этому Делимобиль также планирует предоставлять услуги своих СТО внешним клиентам.
Мы полагаем, что развитие собственных СТО будет оказывать негативный эффект на рентабельность в 2025 году, но во второй половине года показатель постепенно восстановится. В дальнейшем мы ожидаем существенного роста рентабельности.
По итогам 2024 года Делимобиль показал существенное снижение рентабельности по EBITDA.
Причины две:
Однако за счет дальнейшей оптимизации расходов мы ожидаем, что рентабельность постепенно восстановится до 30%.
Делимобиль ориентируется на EBITDA как на ключевой показатель для оценки. Однако лизинг — существенная статья расходов для этого вида бизнеса, больше похожая на операционные расходы. Лизинг учитывается в отчете о прибылях и убытках через амортизацию и проценты по аренде, то есть ниже показателя EBITDA.
Некоторые мировые
В 2021 году компания впервые вышла в плюс по чистой прибыли, однако по итогам 2024 года она вернулась к околонулевым значениям. Это было вызвано преимущественно ростом финансовых расходов на фоне высокой процентной ставки.
Мы ожидаем, что по итогам 2025 года чистая прибыль вернется к уровню 2023 года и составит около 2 млрд рублей. В дальнейшем она будет расти, а рентабельность по этому показателю превысит 10% к 2027 году.
Исторически у компании достаточно низкие капитальные затраты, поскольку она приобретает автомобили в лизинг. Капитальные затраты требуются в основном для открытия сервисных центров и оплаты
Делимобиль рассматривает возможность инвестировать в покупку автомобилей напрямую. Это позволило бы снизить зависимость от платежей по лизингу в условиях высоких процентных ставок и сохранить долговую нагрузку на умеренном уровне. Но сейчас у компании все больше фокус смещается на сотрудничество со сторонними автопарками и привлечением их транспорта за определенный процент выручки, но без влияния на балансовые показатели.
Мы не ожидаем существенного роста капитальных затрат в дальнейшем.
Около 55% долга Делимобиля приходится на лизинговые обязательства. Во время заключения контракта с лизингодателем автомобили учитываются на балансе в качестве внеоборотного актива. Первоначальный взнос по контракту околонулевой, а ставка лизинга в среднем на 3 п. п. выше ключевой ставки ЦБ.
С 2023 года Делимобиль заключает лизинговые контракты на четыре года.
1
После выкупа у лизингодателя автомобиль переходит в собственность компании.
2
Далее Делимобиль использует авто еще в течение двух лет.
3
После компания продает его в среднем за 40% от текущей стоимости нового авто такой же модели.
Таким образом, Делимобиль использует автомобили в течение шести лет — за этот период их пробег составляет уже около 200—240 тысяч километров. Компания заключает лизинговые контракты в рублях, что снижает чувствительность ее обязательств к валютной переоценке. В случае ослабления рубля стоимость автомобилей на балансе увеличивается.
С начала 2024 года новые лизинговые контракты заключаются с плавающей ставкой, привязанной к ключевой. На текущий момент 59% долгового портфеля — обязательства с фиксированной ставкой, при этом большая часть погашения облигаций придется на 2026 год.
На конец 2024 года чистый
По итогам года менеджмент ожидает снижения показателя чистый
Свободный денежный поток учитывает средства от операционной деятельности за вычетом капитальных затрат и платежей по лизинговым обязательствам. По итогам 2024 года свободный денежный поток Делимобиля был в отрицательной зоне и составлял 3 млрд рублей.
Мы ожидаем, что уже в этом году компания выйдет на значение чуть выше нуля. Далее мы будем наблюдать улучшение, несмотря на возможную волатильность
Дивидендная политика предусматривает возможность направлять на выплаты не менее 50% от чистой прибыли по МСФО (при уровне соотношения чистый
По итогам первого полугодия Делимобиль впервые выплатил дивиденды на сумму 176 млн рублей, или 1 руб./акцию (доходность 0,5% к текущей цене).
Учитывая общий размер чистой прибыли по итогам 2024 года, а также высокий уровень долговой нагрузки, мы прогнозируем, что следующие дивиденды компания сможет объявить только в 2026 году, при этом дивидендная доходность, по нашим оценкам, будет далека от привлекательного уровня.
Еще одно важное корпоративное событие для Делимобиля — намерение провести обратный выкуп акций для программ долгосрочной мотивации сотрудников. Детали компания пока не раскрывала. Отметим, что Делимобиль решил сделать именно обратный выкуп, в то время как другие технологические компании предпочитают проводить небольшую эмиссию.
Учитывая, что в свободном обращении сейчас находится всего 9% акционерного капитала, дополнительный выкуп акций с рынка может негативно сказаться на ликвидности.
Для определения справедливой стоимости акционерного капитала Делимобиля мы использовали оценку, полученную при помощи метода дисконтирования денежных потоков на горизонте ближайших десяти лет. Наша оценка базируется на средневзвешенной стоимости капитала (WACC) на уровне 22% и терминальном темпе роста 5%.
Справедливая цена за бумагу на горизонте 12 месяцев составляет 205 руб./акцию. Потенциал роста акций на горизонте года — около 15%, а наша рекомендация по бумагам — «держать».
Акции в 2025 году торгуются по мультипликаторам 5,9x
В целом мы с осторожностью смотрим на инвестиционный кейс Делимобиля.
Компания обладает самым большим парком каршеринговых автомобилей. Однако
Рентабельность пока тоже остается под давлением на фоне инвестиций в СТО и затрат на персонал.
У компании высокая долговая нагрузка и ощутимые лизинговые платежи, из-за чего свободный денежный поток остается отрицательным.
Сохранение процентной ставки на высоком уровне может заметно сказаться на финансовой устойчивости компании.
Также отметим, что бизнес-модель является чувствительной и зависит от утилизации авто, роста чека, стоимости продажи автомобилей и региональное развитие.
Делимобиль — крупнейший игрок на российском рынке каршеринга. У компании самый большой размер флота. Несмотря на сложные экономические условия, в среднесрочной перспективе она планирует удвоение парка. А это ключевой фактор роста рынка, так как предложение формирует спрос на услуги каршеринга.
Одним из драйверов развития Делимобиля может стать работа с автопарками и такси без заключения лизинговых контрактов или полной покупки машин.
Такая
В 2025 году компания планирует сохранить размер парка на уровне прошлого года, несмотря на намерение продать его часть. Это станет возможным благодаря развитию
У компании есть проблема с утилизацией машин, что объясняется простоем
Мы также прогнозируем увеличение среднего чека за услуги каршеринга за счет роста цен на такси и увеличение затрат на эксплуатацию собственного автомобиля.
Выручка может вырасти благодаря продаже подержанных авто и доходов от услуг собственной сети СТО, которые компания активно развивает в настоящий момент.
Компания планирует существенно снизить долговую нагрузку в текущем году: этому может помочь продажа 4—5 тысяч автомобилей. Однако сохранение процентной ставки на нынешнем уровне может сильно сказаться на финансовой устойчивости. В случае разворота
Учитывая большой объем лизинговых обязательств у Делимобиля, более релевантный показатель для анализа компании — EBITDA за вычетом расходов на лизинг. По итогам
Рентабельность сильно снизилась по итогам 2024 года
Чистая прибыль находится под давлением
Свободный денежный поток также отрицательный. По нашей оценке, ближайшие дивиденды компания выплатит не раньше 2026 года.
При этом Делимобиль планирует провести выкуп акций для программы мотивации персонала. С одной стороны, это служит хорошим сигналом о возможной недооценке акций, с другой — снизит размер акций в свободном обращении и может привести к проблемам с ликвидностью.
Наше мнение о бизнесе Делимобиль
Последний фактор делает эффективность бизнеса зависимой от трендов на автомобильном рынке в целом. Хотя сильный рост цен в последние годы может увеличить ценность бизнеса Делимобиля за счет существующего автопарка.
Whoosh
Whoosh имеет сильные позиции на российском рынке кикшеринга:
47%
в парке самокатов, 188 тысяч единиц только в РФ на конец 2024 года;
53%
в общем объеме поездок (включая и зарубежные направления, отдельно количество поездок в России компания не раскрывает);
48%
количество зарегистрированных аккаунтов;
42%
доля в общей выручке на рынке кикшеринга в России.
Расчеты
Как мы писали ранее, у рынка кикшеринга высокий потенциал роста за счет дальнейшего увеличения количества активных пользователей и числа поездок на одного пользователя в текущих локациях РФ и СНГ. Дополнительным драйвером роста может стать выход в новые страны Латинской Америки: Мексику, Колумбию, Аргентину и Уругвай.
Бизнес Whoosh носит сезонный характер в большинстве регионов России и длится в среднем 7—9 месяцев в году (с марта по ноябрь) в зависимости от погоды. В зимнее время сервис работает в южных городах России и на зарубежных направлениях — например, в странах Латинской Америки сезон начинается в октябре. В остальных регионах в это время проходят сервисные работы по модернизации и техническому обслуживанию.
По итогам 2024 года парк компании составил более 214 тысяч транспортных средств: электросамокатов и велосипедов.
Важная операционная метрика компании — коэффициент доступности парка, рассчитанный исходя из процента времени, когда средство передвижения было в исправном состоянии и готово к поездке. Рост данного показателя говорит об эффективности использования текущего парка.
В среднесрочном периоде компания может улучшить коэффициент доступности
Если говорить о географическом распределении парка самокатов, то на конец 2024 года это 88% от совокупного парка, на страны СНГ приходится 7%, а новое направление Латинской Америки пока занимает лишь 5%.
Сейчас сервис Whoosh представлен в 61 локации, 52 локации находятся на территории России, один город — в Белоруссии (Минск) и два — в Казахстане (Астана и
Компания планирует расширить свой парк за счет:
Около 24%
планируемого прироста флота
Увеличения присутствия и выхода в новые города России;
20%
планируемого прироста флота
Выхода в новые города и страны СНГ;
56%
планируемого прироста флота
Развития сервиса в Латинской Америке.
По оценкам компании, к 2030 году Whoosh хочет нарастить свой флот почти в три раза, до 753 тысяч штук, из которых на Латинскую Америку может прийтись около 40%.
В нашей финансовой модели мы закладываем более плавные темпы наращивания парка компании в Латинской Америке и ожидаем выхода на целевые показатели к 2032 году. Около 40% запланированного парка в Латинской Америке может прийтись на города Бразилии (как самый густонаселенный рынок), еще 30% — Мексики, более 10% — Колумбии, остальной флот будет распределен между рынками Чили, Перу, Аргентины и Уругвая.
Сейчас на выручку от зарубежных направлений (СНГ и Латинская Америка) приходится около 10% доходов.
Потенциальными регионами являются города:
Увеличение срока службы самокатов
Ранее компания заявляла о планах продления срока их эксплуатации с трех до пяти лет. Для этого Whoosh оптимизирует операционные процессы, используя накопленный опыт по ремонту и техническому обслуживанию. В частности, в 2023 году компания запустила собственный центр восстановления самокатов, а также разработала аккумулятор, который заряжается в два раза быстрее и держит заряд в два раза дольше, чем привычные).
Локализация комплектующих
В 2023 году Whoosh реализовал проект по локализации производства деталей для электросамокатов. В рамках программы локализации компания расширила пул подрядчиков и состав компонентов, произведенных в РФ (30% комплектующих). Такая мера поможет получить существенную экономию и тем самым повысит рентабельность сервиса.
Стратегические партнерства
В парке Whoosh с 2019 года присутствуют самокаты от китайских производителей Ninebot и Okai. Компания объявила о новом этапе стратегического партнерства с
Теперь о поездках. С развитием инфраструктуры кикшеринга и формированием привычки пользователей перемещаться на электросамокатах из пункта А в пункт Б число поездок, которое совершает один пользователь, последовательно растет. Если в 2019 году речь шла о
Целевое количество поездок на пользователя составляет от четырех и более в месяц (с учетом длительности сезона примерно восемь месяцев это 32 поездки в год). Также важно отметить, что количество поездок на пользователя с месячной подпиской значительно выше (от 15 и более). По нашим оценкам, к 2027 году Whoosh может достичь значения 27 поездок на одного активного пользователя в год по мере роста количества поездок и утилизации парка.
Активный пользователь — это пользователь, совершивший хотя бы одну поездку
за сезон.
Whoosh активно увеличивает долю поездок по транспортному сценарию: до 90% по итогам 2024 года. В целом поездок становится больше, но они все короче. Whoosh с 2021 года предлагает пользователям формат подписки, который позволяет экономить на поездках. Все это приводит к снижению средней стоимости поездки. По итогам 2024 года она упала до 95,5 рубля.
На среднесрочном горизонте стоимость поездки, вероятно, будет продолжать снижаться, так как конкуренция на рынке кикшеринга не позволяет повышать цены, а средняя продолжительность поездки при транспортном сценарии вдвое меньше, чем при рекреационным сценарий ради
Таким образом, выручка с одной поездки падает
Однако рост количества поездок, пусть даже и коротких, может помочь стабилизировать динамику цен на более долгосрочном горизонте. К тому же стоимость одной минуты и количество проданных минут растут и стоят дороже. Компания индексирует тарифы выше инфляции, так как все еще сохраняется большой разрыв между стоимостью поездки на такси и самокате. Мы прогнозируем на среднесрочном горизонте стабилизацию стоимости поездок и ее рост по инфляции.
Компания генерирует основную выручку от аренды самокатов. Выручка Whoosh завязана на:
Мы ожидаем, что выручка компании в 2025 году покажет рост на 24%
Если посмотреть на
Расходы на оплату труда
C корректировкой на программу мотивации сотрудников (около 16%);
Зарядка и перевозка самокатов
15% выручки на самокат;
Ремонт и ТО
10% выручки на самокат.
На прочие статьи расходов, которые напрямую зависят от числа СИМ (услуги связи, командировочные и представительские затраты, техподдержку, маркетинг и банковский эквайринг), приходится около 6% совокупной выручки на
Таким образом, если сравнить маржинальность прибыли от поездок Whoosh с мировыми аналогами (Lime, Veo и Voi), находящимися на уровне операционной безубыточности, то Whoosh по итогам 2024 года находится на уровне одного из них. А если сравнивать компании по маржинальности по EBITDA, то российский сервис в явных лидерах.
Также стоит отметить, что компания стабильно зарабатывает чистую прибыль с 2019 года, в то время как аналоги смогли выйти в плюс по EBITDA или EBIT лишь в последние несколько лет.
По итогам 2024 года рентабельность по EBITDA немного выросла.
Мы ожидаем, что дальнейшая оптимизация расходов, связанная с локализацией части производства самокатов, позволит постепенно увеличить рентабельность до 45%.
Электросамокаты и велосипеды закупают в четвертом квартале каждого года, чтобы в начале нового сезона ввести их в эксплуатацию. Это приводит к увеличению капитальных затрат по итогам календарного года и долга, привлекаемого для финансирования.
Так как в отчете о движении средств учитываются авансы по закупке парка на будущие периоды, корректнее обратить внимание на величину капитальных затрат не за весь 2024 год, а за предыдущие 12 месяцев, которые заканчиваются в сентябре текущего года.
Компания второй год подряд добавляет более 60 тысяч новых средств к парку и активно использует рыночные возможности на перспективных рынках.
По нашим расчетам, первые относительно крупные списания парка Whoosh придутся уже на текущий, 2025 год с учетом срока полезного использования самокатов пять лет. Хотя компания заявляет, что самокаты могут использоваться и дольше. К тому же часть самокатов может уйти на ремонт, что потенциально способно увеличить срок их эксплуатации. Так, например, у европейского аналога Voi срок использования самокатов увеличился до восьми лет.
Мы полагаем, что компания возобновит расширение парка в конце 2025 года с целью дальнейшего освоения российского рынка и довольно интенсивного освоения рынка Латинской Америки.
Однако высокие инвестиции в расширение парка самокатов приводят к тому, что свободный денежный поток остается в отрицательной зоне.
Более 80% долга Whoosh представлено облигационными займами. На конец 2024 года чистый
По итогам 2025 года, по нашим оценкам, показатель чистый
Согласно дивидендной политике, размер выплат напрямую зависит от уровня соотношения чистый
При значении ниже 1,5х
На выплаты направляется 50% чистой прибыли по МСФО;
При значении от 1,5x до 2,5x
25% прибыли;
При превышении 2,5x
Компания не выплачивает дивиденды.
Исторически Whoosh выплачивает дивиденды по итогам девяти месяцев отчетного года, база расчета — прибыль по МСФО первого полугодия текущего года и прибыль второго полугодия прошлого года.
За девять месяцев 2024 года компания выплатила 2,11
Ожидаем, что по итогам девяти месяцев 2025 года Whoosh сможет выплатить около 5 руб/акция (доходность 2-3%) благодаря сильным результатам второго полугодия и уменьшению неблагоприятного влияния курсовых разниц.
Для определения справедливой стоимости акционерного капитала мы использовали оценку, полученную при помощи метода дисконтирования денежных потоков на горизонте ближайших десяти лет. Наша оценка базируется на средневзвешенной стоимости капитала (WACC) на уровне 22% и терминальном темпе роста 5%.
Справедливая цена за бумагу на горизонте 12 месяцев составляет 235
В целом мы смотрим на кейс компании Whoosh на рынке кикшеринга более оптимистично, чем на акции Делимобиля в отрасли каршеринга. Однако учитывая сдержанную динамику прироста флота на сезон 2025 и начальную стадию развития в регионе Латинской Америки, на который компания делает основной упор по приросту флота в будущем, в данный момент мы присваиваем акциям рекомендацию «держать». Будем следить за корпоративными новостями компании, и в случае позитивных катализаторов роста не исключаем возможности пересмотра нашей рекомендации.
Ну и что?
Несмотря на то что ряд рисков уже был обозначен в рамках разбора компаний, мы все же должны предупредить потенциального инвестора об общих рисках, которые в целом могут оказать влияние на стоимость шеринговых компаний.
Ухудшение экономических условий
Перспектива дальнейшего роста выручки и рентабельности Делимобиля и Whoosh сильно зависит от экономических условий в стране.
Рост стоимости обслуживания парка
Обслуживание автомобилей и самокатов дорожает
Проблемы с навигацией и сбои
Они появились в связи с работой средств радиоэлектронной борьбы. Эта проблема более актуальна для каршеринговых компаний. В результате таких сбоев геопозиция авто может отображаться неверно или могут возникать сложности с парковкой.
Риск недобросовестного поведения пользователей
Самокаты и автомобили могут пострадать от недобросовестного использования, что сказывается на износе парка. Однако технологии компаний позволяют отслеживать таких пользователей и блокировать их.
Высокие процентные ставки
У компаний довольно высокий уровень долговой нагрузки. При сохранении текущего уровня процентных ставок шеринговые сервисы могут столкнуться со сложностями в обслуживании долга. Также высокие процентные платежи оказывают негативное воздействие на показатель чистой прибыли.
Ужесточение конкуренции
Данный риск более высок для кикшеринговых компаний, так как для каршеринга риск нивелируется высокими барьерами входа в отрасль, которые требуют значительных капитальных затрат и временных ресурсов.
Неспособность контролировать рост затрат
Это может привести к дополнительному снижению маржи в ближайшей и среднесрочной перспективе. Еще одним негативным фактором может стать нехватка квалифицированных специалистов.
Изменение регуляторных условий
Регулятор способствует развитию шеринговых сервисов в российских городах, так как это существенно разгружает транспортную систему. Каршеринговым сервисам предоставляются различные льготы, важнейшими из которых являются льготы на парковку. При изменении условий доходы каршеринговых сервисов сильно пострадают.
Законодательные ограничения становятся барьером для развития шеринговых платформ. В большей степени это касается кикшеринга: этот сегмент рынка еще молод, и здесь регулирование постоянно меняется. Введение ограничений на парковку в центральных районах некоторых городов, требования по обязательной установке номеров на самокаты создают сложности для сервисов. Однако индустрия демонстрирует способность быстро адаптироваться к новым условиям, а операторы открыты к диалогу.
Аналитический обзор подготовили
Марьяна Лазаричева
Главный аналитик
Ляйсян Седова, CFA
Ведущий аналитик
Анастасия Тушнолобова
Руководитель аналитической редакции