25 июля 2024
Сегодня продолжаю пост про Яндекс.
Начало поста здесь: https://www.tinkoff.ru/invest/social/profile/A.Linetsky/502e9163-7de3-4e42-8b81-43f594779a59?utm_source=share
Риски и негативные факторы компании.
▪️Налоговые особенности.
Эффективная ставка по налогу на прибыль Яндекса будет выше 5% и скорее всего даже выше 25%. Это связано с тем, что core-сегменты Яндекса, генерирующие основную часть прибыли не являются получателями ИТ-льгот.
▪️Помимо этого, если Яндекс будет осуществлять дивидендные выплаты, то в ближайшие 2 года их payout коэффициент от чистой прибыли будет выше 100%. Учитывая существующую налоговую инициативу, вся EBT в результате этого может быть будет облагаться налогом по ставке 25%.
▪️Исторически эффективная ставка по налогу на прибыль Яндекса составляла 37%. Ожидаю, что в ближайшие пару лет он сохранится на таком же высоком уровне и будет в диапазоне 30-40%. В рамках налогового учета убытки развивающихся дочек не снижают налогооблагаемую базу прибыльных дочек и
выплаты сотрудникам на основе акций не снижают налогооблагаемую базу.
▪️Возможное увеличение долговой нагрузки из-за выплаты дивидендов.
Яндексу может не хватать денег для выплаты дивидендов ЗПИФу в ближайшие пару лет и придется брать кредиты по текущей высокой ставке, что будет создавать дополнительное и абсолютно ненужное давление на чистую прибыль
▪️Ухудшение корпоративного управления в связи со сменой состава акционеров.
ЗПИФу на данный момент принадлежит примерно 66% Яндекса. Состав пайщиков ЗПИФа преимущественно (65%) представлен лицами так или иначе связанными с государством. Я вижу в этом риск, ведь деньги Яндекса теперь могут быть направлены в реализацию социально важных для страны задач, под предлогом усиления инвестиций в вертикали. Далеко не факт, что эти социально важные задачи будут NPV-положительны и рентабельны, что может снизить фундаментальную стоимость компании.
▪️Хороший пример это кейс ВК.
Компания с 2022 года поменяла состав акционеров, 45% владеет СОГАЗ и 45% Газпром-медиа (квази-государственные компании). Парралельно с этим ВК снизила свою консолидированную рентабельность по EBITDA c 20% до 0,5%, из-за снижения рентабельности в основном для компании сегменте – «Социальные сети и медиасервисы» с 30% до 8%. Снижение рентабельности, как объясняют представители компании, произошло за счет увеличения инвестиций в развитие медиасервисов и в дальнейшем должно привести к росту. Однако в 2023 году сильного роста у компании не произошло, я также не ожидаю его в 2024 году опираясь на результаты 1К 24 (выручка выросла всего на 24%). По факту деньги тратятся на реализацию импортозамещения – разработка RuTube, VK Клипы, RuStore и прочие программы. Также предполагаю, что компания грешит тем, что существенная часть денег тратится не в интересах миноритарных акционеров, а для решения государственных задач или мажоритарных акционеров.
▪️Таким образом вижу существенный риск в том, что Яндекс может повторить участь ВК.
▪️Более медленный выход убыточных вертикалей в прибыль.
▪️Размытие доли миноритариев за счет регулярных допэмиссий в пользу сотрудников в рамках программы долгосрочной мотивации.
▪️29 июля ВОСА Яндекса может разрешить Совету Директоров реализовывать программу долгосрочной мотивации сотрудников порядком передачи акций сотрудникам. Акции будут выпускать, размывая тем самым долю текущих акционеров, и отдавать сотрудникам. Согласно пояснительной записке компании, размер допэмиссии ограничен 20% в течение ближайших 4 лет. Компания не говорила точный размер допэмиссии в каждом году, однако среднеисторический объем допэмиссии в 2018-2023 гг. составлял 2.3%. Думаю, можно ожидать что в течение 4 лет средний объем допэмиссии в каждом году будет примерно около этого же значения.
▪️Риск повышения ключевой ставки до 18-20%
▪️Негативно повлияет на справедливую оценку компании, согласно моей модели 1 п.п, повышение ключевой ставки, которое отнимает примерно 6% справедливой стоимости.
YDEX #яндекс
#пульс_оцени