IPO ожидание vs реальность. Часть 1
С 2020 года на российском рынке появилось около 30 новых эмитентов. За этот период были как успешные, так и неудачные размещения. Этот пост не про механику первичного размещения, а про сравнение ожидания и реальности.
В 2020 году на биржу вышли 2 компании: Совкомфлот и Самолет (приведены графики за весь период обращения акций). Рассмотрим каждую из них.
🛳️Совкомфлот - крупнейшая российская судоходная компания, специализирующаяся на морских перевозках энергоресурсов (нефть, СПГ, нефтепродукты).
Структура акционерного капитала: государство - 82,8%, частные инвесторы - 15,62%, квазиказначейский пакет - 1,6%.
IPO провели 07.10 по цене 105 руб/шт.
Перед первичным размещением акций Совкомфлот представил инвесторам амбициозные планы.
💰 Высокие дивиденды
- Обещание: Выплачивать 50% чистой прибыли по МСФО, если отношение Net Debt/EBITDA ≤ 3,5.
- Реальность: В 2021–2022 годах выплаты были рекордными из-за роста стоимости фрахта и повышения маржинальности.
📈 Рост флота и инвестиции в «зеленые» технологии
- Обещание: Увеличение доли газовозов и экологичных судов (СПГ, аммиак).
- Реальность: Флот почти не обновлялся из-за санкций, но компания сохранила лидерство в сегменте афрамаксов.
🌍 Диверсификация клиентов
- Обещание: Снижение зависимости от российских нефтетрейдеров.
- Реальность: После 2022 года основной грузопоток — Индия и Китай, но контракты стали менее прозрачными.
📉 Снижение долговой нагрузки
- Обещание: Net Debt/EBITDA ≤ 3,5.
- Реальность: Net Debt/EBITDA 0,03 из-за санкционных ограничений на рефинансирование.
🚀 Рост капитализации
- Обещание: Увеличение стоимости компании за счет высокой рентабельности.
- Реальность: После всплеска в 2022 году (из-за сверхприбылей) акции упали из-за выхода западных инвесторов.
🔎 Итог: что сбылось?
✅ Высокие дивиденды — да.
✅ Снижение долговой нагрузки - Net Debt/EBITDA 0,03.
❌ Диверсификация клиентов - из-за санкций контракты стали менее прозрачными, основные клиенты - Индия и Китай.
❌ Рост флота и «зеленый» переход — заморожен из-за санкций.
❌ Капитализация пострадала из-за геополитики.
🛫Самолет - один из ключевых российских девелоперов. Структура акционерного капитала: Михаил Кенин (31,6%) и Павел Голубков (26,3%), Игорь Евтушевский (5,9%), Антон Елистратов (2,4%), Дмитрий Голубков (2,2%), свободное обращение - 31,6%.
IPO провели 29.10 по цене 950 руб/шт.
Перед IPO Самолет активно привлекал инвесторов амбициозными планами.
📈 Высокие темпы роста выручки (до 25% в год)
- Обещание: Увеличить выручку до 200+ млрд руб. к 2025 году.
- Реальность: В 2024 году — 339 млрд руб.
🏗 Увеличение портфеля проектов (до 10 млн м²)
- Обещание: Наращивать объемы строительства за счет новых регионов.
- Реальность: Портфель проектов около 4 млн м². После 2022 года заморозка части проектов, фокус на Москве и области.
📉 Снижение долговой нагрузки (Net Debt/EBITDA < 4x)
- Обещание: Контролировать долг за счет прибыли от продаж.
- Реальность: В 2024 году Net Debt/EBITDA ≈ 2,6x.
💰Дивиденды (25% от чистой прибыли)
- Обещание: Стабильные выплаты акционерам.
- Реальность: После 2022 года дивиденды не выплачиваются.
ESG-стратегия («зеленое» строительство)
- Обещание: Внедрение энергоэффективных технологий.
- Реальность: Проекты есть, но массового перехода не произошло.
🔎 Что по факту?
✅ Высокие темпы роста выручки (до 25% в год). Удавалось поддерживать до сокращения ипотечных программ.
✅ Снижение долговой нагрузки (Net Debt/EBITDA < 4x).
✅ ESG-стратегия («зеленое» строительство). Работа в этом направлении ведется.
❌ Дивиденды (25% от чистой прибыли). После 2022 года дивиденды не выплачиваются.
❌ Увеличение портфеля проектов (до 10 млн м²).
Ставь 👍 если было интересно.
P.S. Российскому рынку за этот период выпало немало испытаний, по графикам это видно.
#Совкомфлот #Самолет #IPO #инвестиции
$SMLT $FLOT