Время прочтения: 1 минута
При слове «финансист» сразу представляется сухой, циничный, строго одетый человек с серьезным выражением лица, массой гаджетов с разнообразными графиками и крайне далекий от шуток. Но в реальности работа финансиста полна курьезных случаев.
Многие из этих случаев связаны с клиентскими запросами и ожиданиями, часто выходящими далеко за грани разумного. Представляю вашему вниманию подборку из своей почти 20-летней практики финансового советника нескольких любопытных историй, которые убедят вас в том, что жизнь финансиста совсем не так скучна, как может показаться.
1. «Я не волшебник, я только учусь»
Семейная пара озвучивает на первой встрече свои цели: хотелось бы через 2—3 года элитное жилье за 30—40 млн рублей, потом еще через год элитный зарубежный вуз ребенку еще за 20 млн рублей, ну и сразу после этого себе оставить капитал около 30—40 млн рублей для пассивного дохода. Все бы хорошо, но сейчас у пары 5 млн рублей. То есть через три года им нужно иметь где-то 90—100 млн рублей на все вместе из имеющихся 5 млн. То есть нужна доходность 1 700—1 900% за три года, или примерно 570—630% годовых. Ну или «всего лишь» примерно 47—53% в месяц... Думаю, здесь даже торговля чем-то запрещенным не поможет.
2. «Точность — вежливость королей»
Дать точный прогноз несколько раз подряд порой хуже, чем ошибиться, так как клиенты начинают считать, что ты на 200% из 100% возможных видишь будущее. Так, однажды клиент (которому я в 2014 году дала рекомендацию все рубли перевести в доллар по 34, потом в 2015-м вновь накопившиеся рубли — опять в доллар по цене чуть ниже 50, а потом в 2016-м предостерегла от Brexit и заработала на нем, а потом предугадала победу Трампа в США и отрицательный итог референдума по конституционной реформе Италии) попросил меня на 2017 год представить ему график наших покупок и продаж в рамках его портфеля. По каждому дню с указанием цен покупок, продаж, обоснования, причем по всем активам (акции, облигации, золото, нефть, доллар, евро, фунт). Когда я сказала, что на год вперед такое сделать нереально, он ответил, что не видит причины, почему нельзя все прописать и просчитать заранее. Чтобы потом выставить список поручений на год вперед и ничего не делать.
3. «Я вся такая внезапная, противоречивая вся»
Перед составлением портфеля клиенту всегда задаются вопросы про цели. Как он планирует использовать вложенную сумму? На какой срок инвестирует? В какой валюте? Потребуется ли она ранее срока? Есть ли заначка на непредвиденные расходы (чтобы не дергать деньги из инвестиций)? На какой риск и доходность ориентируются, какой размер накоплений и т. д. И вот, определив срок инвестиций на пять лет и готовность минимум три года точно не дергать сумму, даю клиенту рекомендации по структурным продуктам на два года (100-процентная защита, с участием в росте, без автоматического отзыва), облигациям с погашением через три года. Портфель работает исправно, базовый актив ноты растет, облигации стабильны, регулярно платится купон. И тут клиент заявляет, что хочет все изъять. На вопрос «Зачем?» клиент заявляет: «Не знаю, как-то не доверяю всему этому, лучше я в ячейку положу».
4. «Я же говорил, что тут все жулики»
Клиенту открывается брокерский счет, подбирается портфель из облигаций эмитентов рейтинга «BBB+» и выше, клиент переводит сумму на счет, покупаем облигации. Через день клиент звонит: «А как мне убедиться, что я точно верну деньги?» Ему предоставляется выписка со счета. Клиент не верит, просит продать минимальный лот облигаций и вывести обратно ему на банковский счет. Все реализуется, клиент получает наличные. Звонок: «А как мне убедиться, что это со всеми деньгами так? Давайте все продадим и выведем обратно». На любые убеждения клиент не реагирует. Мы продаем облигации, причем какие-то — с небольшим убытком из-за временного снижения цены. Выводим все, клиент получает деньги на счет.