В психологии развития происходит смена парадигмы
. Предыдущие исследования были основаны на определенной выборке детей, которые родились в развитых западных странах и в обеспеченных и образованных семьях. Вряд ли придется говорить, что такой подход ничего не рассказывает о большинстве детях и результаты едва ли носят универсальный характер.
Все изменилось весной 2020 года. Пандемия заставила ученую-когнитивистку Лауру Шульц запустить инструмент Lookit, который позволяет проводить эксперименты с детьми, не отходя от домашнего компьютера. Используемая технология проста и состоит из сочетания захвата видео, обмена сообщениями и игровых интерфейсов. Данный инструмент позволит более широко охватить демографические слои, а также детей из разных стран и расовой принадлежности.
Даже если взять знаменитый «Стэнфордский зефирный эксперимент» и внимательно посмотреть на принимавших в нем участие 32-детей, то выяснится, что все они были учениками детского сада Бинг при Стэнфордском университете. Стоит ли говорить, как в него тяжело попасть и кто там учится?
В 2020 году исследователи, решившие повторить «зефирный эксперимент» узнали кое-что интересное: у детей с низким социально-экономическим статусом, которые съедали зефирку сразу, не дожидаясь двух зефирок, такая стратегия может предсказывать успех в будущем.
Многие исследователи не фиксируют демографические данные своих испытуемых, но полученные результаты опроса ведущих журналов показывают, что более 90 процентов испытуемых представляют собой так называемую удобную выборку — другими словами, это люди, живущие рядом с университетом или исследовательским центром, обычно белые и богатые.