Итак, в прошлой статье мы разобрали финансовые результаты
Яндекса {$YNDX} . Теперь нам нужно попытаться определить некую справедливую стоимость компании, что бы было от чего отталкиваться при покупках-продажах. Сразу скажу, что задача это нетривиальная, требующая творческого и неординарного подхода, ведь за долгие годы развития Яндекс из чистого поисковика превратился в конгломерат разношерстных технологических бизнесов. Мы используем самый простой способ оценки - все основные подразделения оценим как отдельные бизнесы и посчитаем их совокупную стоимость.
Но сначала некоторые вводные. Мы будем играть в пользу Яндекса и оценим компанию так, как будто сейчас не происходит мощно падение широким фронтом в smal и midcap grow company! Так же мы всегда будем использовать страновой дисконт для оценки, вопреки тому, что компания торговалась с премией в последнее время. Ну и третье: оценивать будем только то, что приносит доход или убытки. Гадать на перспективах создания автономного автопилота и прочих нанотехнологий я не собираюсь.
Приступим.
1) Поисковик - все еще растет двузначными темпами, прибылен, имеет высокую маржу, тащит на себе все остальные сегменты бизнеса, полумонополист. EBITDA ltm = 62 млрд рублей!!
Недостатки: конкурирует с Гугл
$GOOGL и прочими приложениями продающими рекламу. Конкуренция в секторе нарастает. Не слишком хорошие отзывы от клиентов.
Оценка: в США такой бизнес стоил бы минимум 20 EBITDA, но для России нужен некий страновой дисконт, которого сейчас почему-то нет. Думаю, что 15 EBITDA это близко к справедливой оценке и = 930 млрд.
То есть только великолепный поисковый бизнес стоит почти триллион рублей или более 2\3 текущей капитализации компании!
Важный момент - как только темпы роста поискового сегмента замедлятся до однозначных, справедливая оценка мгновенно снижается до 12 EBITDA или до 750 млрд.
2) Такси - самый прибыльный в мире (особенно по сравнению с Uber и Lift) агрегатор такси. Успехи в развитии этого сегмента оспаривать невозможно. Также включает в себя каршеринг и попытки создания полностью автономного автопилота.
Недостатки: низкая маржинальность, ограниченные возможности для роста, риски изменения законодательства(требования полноценного трудоустройства таксистов), усиление конкуренции (Максим, Майл, Китайцы название которых забыл) может привести к снижению маржи.
Оценка: Как я уже говорил, гадать на перспективах автопилота желания нет, поэтому его не оцениваем. Каршеринг тоже оценивать нет смысла, так как это очень низко маржинальный бизнес в перспективы которого мне не верится совсем (быть может я жестоко ошибаюсь).
Такси вероятно еще несколько кварталов будет агрессивно расти ( По ощущениям, на рынках, которые компания уже захватила, резко выросли цены. Кто бы мог подумать, что такое случится, да, ФАС?), но быстро упрется в ограничение на масштабирование (опять же чисто по ощущениям Яндекс-такси уже есть абсолютно везде и больше расти некуда). При EBITDA fltm = 15 млрд и оценке в те же 15 EBITDA выходит капитализация такси 225 млрд.
Если темпы к 2022 году замедлятся, то оценка в 12 EBITDA дает капитализацию 195 млрд.
3) Маркетплейс - новая нога в создании экосистемы и большая точка роста выручки. Низкая база позволит очень быстро наращивать выручку и оборот еще несколько лет подряд.
Недостатки: убыточен, супер убыточен, требует очень много времени и денег на развитие, высокая конкуренция.
Оценка: тут все просто, ведь у нас есть прямой аналог для сравнения - OZON {$OZON}!! Имея в 4 раза больший квартальный GMV дочка Системы оценена в 750 млрд рублей. Значит Яндекс-маркет вполне может иметь оценку 150 млрд прямо сейчас. (хотя с убытком в 85% выручки в такую оценку не верится).
Продолжение в следующем посте
#бородаинвестора #Яндекс #отчет #МСФО #квартал #IT
#поиск #стартапы #развитие #мультипликаторы