#Энди Уорхол, «Лимонная Мэрилин»: В 1962 году на
персональной выставке Уорхола в Нью-Йорке эту картину купили за 250 долларов. Спустя 45 лет, в 2007 году, она была продана на аукционе Christie's уже за 28 миллионов долларов. Этот пример показывает, что инвестиции в искусство требуют терпения, но могут принести фантастическую доходность в долгосрочной перспективе.
🗽Питер Дойг, «Топь»: Картина была куплена на Sotheby's в 2002 году за 55 000 долларов. Всего 13 лет спустя, в мае 2015 года, ее продали на Christie's уже за 26 миллионов долларов . Успех Дойга подчеркивает важность выявления талантливых современных художников на ранних этапах их карьеры.
🗽Роберт Скалл и современное искусство: Нью-йоркский коллекционер Роберт Скалл в 1973 году выставил на продажу 50 картин. Среди них работа Роберта Раушенберга, купленная им в 1958 году за 900 долларов, ушла с молотка за 85 000 долларов. Другие лоты, например, работы Джаспера Джонса, купленные за 10 000 долларов, были проданы за 240 000 долларов. Общая выручка от коллекции составила 2,2 миллиона долларов.
🗽Фонд «Шкура Медведя» (La Peau de l'Ours). В 1904 году француз Андре Левель и его 11 друзей создали первый в мире арт-фонд. В течение 10 лет они скупали работы молодых художников, внося по 250 франков в год. В их коллекции оказались работы Ван Гога, Пикассо и Матисса. В 1914 году они продали всю коллекцию с аукциона за 116,5 тысяч франков при общих вложениях в 27,5 тысяч франков, получив значительную прибыль и доказав, что инвестиции в искусство могут быть систематическими.
💸 Истории провалов: обратная сторона медали
Даже работы известных авторов не застрахованы от падения цен. Эти примеры служат напоминанием о рисках.
🏛Антонис ван Дейк, «Вздыбившийся жеребец»: Картина была продана в 2008 году по рекордной цене, но всего через 4 года, в 2012 году, ее перепродали за 2,2 миллиона долларов, что было на 3,85 миллиона меньше первоначальной цены покупки. Аналитики считают, что причина провала — сильное увлечение покупателя на аукционе и значительная переплата относительно реальной стоимости.
🏛Джефф Кунс, «Jim Beam Box car»: Работа одного из самых дорогих современных художников, проданная в мае 2008 года за 1,9 миллиона долларов, была перепродана в марте 2019 года всего за 485 тысяч долларов. За 11 лет ее стоимость упала на 75%. Это яркий пример высокой волатильности даже на топовом сегменте рынка.
🏛Дэмиен Хёрст: В 2008 году он был четвертым в рейтинге самых востребованных художников мира, но к 2018 году опустился на 86-е место. С 2008 по 2010 год теоретическая инвестиция в 330 долларов в его работы превратилась бы в 100 долларов. Этот случай показывает, как быстро может меняться мода и интерес коллекционеров.
💡 Чему учат нас эти истории? Ключевые выводы
Анализ успехов и неудач позволяет сформулировать несколько практических правил для арт-инвестора. Избегайте "аукционной лихорадки". Многие провалы, как в случае с ван Дейком, происходят из-за того, что покупатель переплачивает в пылу торгов, многократно превышая эстимейт. Ценовой пузырь может лопнуть при следующей продаже.
🤍Инвестируйте в художников своего времени. Один из лучших советов, который дают новичкам, — «покупай то, что любишь, и покупай художников своего времени» . Это снижает риск ошибки, связанной с непониманием исторического контекста.
🤍Рассчитывайте на долгосрочную перспективу. Согласно отчету Deloitte, 88% современного искусства и 80% импрессионизма и модерна растут в цене, когда владелец держит их более 10 лет . Краткосрочные спекуляции на арт-рынке особенно рискованны.
🤍Диверсифицируйте арт-портфель. Эксперты рекомендуют придерживаться консервативной схемы: 50% портфеля — в признанных «голубых фишках» (стабильные активы), 30% — в молодых и модных художниках (рискованные активы) и 20% — в авторах, уже работающих с крупными галереями (средний риск) .
🤍Учитывайте скрытые расходы. За громкими суммами продаж скрываются комиссии аукционных домов (до 25%), стоимость страхования, хранения, логистики и реставрации.