" КТО СТРОИТ ХРАМ НА ЗЕМЛЕ, ТОТ СТРОИТ ЕГО НА НЕБЕ И МНОГИЕ ГРЕХИ ПРОСТИТ ТОМУ ГОСПОДЬ "...строим всем миром храм Архистратига Михаила
Св. Прав. Иоанн Кронштадтский.
Портфель
до 500 000 ₽
Сделки за 30 дней
100
Доходность за 12 месяцев
−28,25%
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Нам хорошо, когда мы собираемся вместе на общественную молитву.
Мы молимся, слушаем, поем, читаем, открываем уста, открываем сердца, принимаем в себя благодать, другими словами - лечимся, принимаем духовные процедуры, чтобы выздоровели наши больные души.
Но семь дней в неделю мы не можем собираться на молитву. Современный человек сильно загружен ежедневными обязанностями, поэтому мы имеем молитву домашнюю.
Фарисей, кстати, всегда молится публично, чтобы его видели молящимся, и никогда не молится в одиночку. Ему приятно, что его хвалят, считают благочестивым, он все делает для получения похвалы.
А юродивый наоборот, никогда не молится на людях. На людях он дурака валяет: язык всем показывает, яблоками кидается и всячески издевается над окружающим миром. Но когда его никто не видит, он в здравом сознании тихонько на паперти, возле стеночки храмовой плачет и молится Богу за всех людей.
Мы - не фарисеи и не юродивые.
Мы молимся вместе, но не для похвалы, а для усиления молитвы. Благословенный, воскресший из мертвых Господь сказал: "Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф.18:20).
В молитве святого Амвросия, епископа Медиоланского есть такие слова: "Да ощутит ум мой блаженную пришествия Твоего сладость и ополчение святых ангел Твоих окрест мене".
Душа верующего не может не молиться. Верующий человек изнывает от спешки, от суеты, от пустых разговоров, от работы, общения с коллегами. Он будто ихтиандр, который задыхается на воздухе, ему нужно быстрее нырнуть в воду, в молитву, чтобы там побыть с Богом, поговорить с Богом, поплакать, подышать.
Но как современный человек не может жить постоянно в суете, так и не может он жить постоянно в молитве. Ему нужно работать, делать свои дела.
"Ты же, когда молишься, войди в клеть твою и, затворив двери твои, помолись Отцу твоему, Иже в тайне; и Отец твой, видя в тайне, воздаст тебе явно" (Мф.6:6).
Стремление к одиночеству и к молитве в одиночестве – яркие критерии здоровья души.
Люди, которые никогда не стремятся к одиночеству, а попав в одиночество, не молятся – это глубоко больные люди, они просто не знают об этом. И в медицине нет диагноза для них. Люди, которые панически боятся одиночества, вечно бегут куда-то, к кому-то, в толпу, в многолюдство и никогда не молятся один на один с Богом, сегодня, к сожалению, составляют подавляющее большинство жителей нашей бедной планеты.
Христианин должен жить по-другому.
Протоиерей Андрей Ткачев.
ОБ УЧАСТИИ АНГЕЛОВ В ЦЕРКОВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ
Церковь учит, что освящённый храм навсегда остаётся храмом, потому что при освящении Господь поставляет ему особого Ангела-Хранителя. Об этом свидетельствуют как древние, так и современные церковные источники.
В «Луге духовном» Иоанна Мосха рассказывается, как авва Леонтий увидел Ангела, стоящего у престола, и услышал: «С тех пор как освящён престол, мне заповедано неотлучно находиться при нём». Подобные случаи описаны и в наше время. Протопресвитер Стефан Анагностопулос приводит историю священника, который однажды вечером, придя в храм, увидел сверкающего Ангела с огненным мечом у престола. Ангел сказал ему: «Я Ангел-Хранитель храма. Когда освящается престол, Господь ставит у него неусыпного Ангела». На просьбу закрыть оставленные открытыми царские врата священник обернулся, уже не видя Ангела, но затем услышал ангельское пение «Достойно есть».
Учение Церкви утверждает: во время каждой службы рядом с нами невидимо присутствуют Ангелы. Об этом говорит святой Иоанн Златоуст, описывая единение небесного и земного славословия. Авва Дорофей повествует о подвижнике, видевшем Ангела, который осенял присутствующих в храме крестным знаменем: тех, кто молился усердно; отсутствующих по нужде — по их месту; отсутствующих без причины — проходил мимо.
Современные примеры также многочисленны. Старец Иаков (†1991) рассказывал, что однажды во время Литургии Архангел направил его к жертвеннику, распростерев крыло. Он говорил: «Люди не видят, что происходит в алтаре во время Литургии». Афонские монахи, полностью посвящающие себя молитве, нередко видели ангельское участие в богослужении и в своей жизни.
Особенно ярки свидетельства о русском подвижнике, иеросхимонахе Тихоне (†1968). Он жил отшельником на Афоне и говорил: «Я живу не один — с Ангелами и Архангелами». Когда однажды он упал с лестницы и повис на двери, то уверенно сказал духовному сыну, преподобному Паисию Святогорцу: «Если бы ты не пришёл, Ангел Хранитель поднял бы меня». Во время Литургии старец часто восхищался благодатью и слышал ангельское пение. Служащие рядом подтверждали, что в храме нередко слышалось чудесное многоголосие.
Опыт святых единодушно свидетельствует: Ангелы существуют и действенно участвуют в жизни Церкви. Но сомневаться в этом может лишь тот, кто сам достиг такой духовной высоты. Для остальных это область духовной реальности, не открывающейся без смирения и нежелания «мерить небесное земными мерами».
Преподобный Исаак Сирин говорит, что Ангелы являлись тем, кто очистил своё сердце и стал «подражателем Ангелов». Они назидали их, укрепляли в борьбе и открывали непонятное. Но как быть людям, живущим в миру?
Преподобный Антоний Великий, скорбя от навязчивых помыслов, молил Бога о помощи. Тогда Ангел явился ему в виде обычного человека: трудился, молился, потом снова трудился. И сказал Антонию: «Делай так — труд сменяй молитвой, а молитву трудом — и спасёшься». Этот простой совет стал ключом к духовному преуспеянию.
Так и нам: выполняя наши обязанности, будем помнить о Божьем присутствии, а хотя бы часть дня посвящать молитве. С течением времени жизнь становится глубже, уходит суетность, появляется мир и радость.
#чудеса на фото храм АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА строиться всем миром
«Вхождение во храм» — это умное вхождение во храм. Умом. Ногами зайти — это еще ничего не значит. А вот умом зайти в храм – это «значит».
Есть люди, которые, наоборот. Телом — в церкви, а головой и сердцем — не поймешь где. Вам всем нужно зайти в храм. И зайти в храм не просто ножками. А зайти в храм сердцем. Чтобы «Вхождение во храм» у вас тоже совершилось.
Нужно, чтобы совершилось это «вхождение во храм». Чтобы вас тянули в храм не за шиворот, как маленького ослика. Он хотел бы побегать по лугу, травы пожевать, а его взяли почему-то затащили в храм. И что он тут будет делать? Он не знает. Молиться не умеет. Бога не любит. Вот и стоит как подневольный раб. Это значит — вы только ногами зашли, а сердце ваше не в храме. Оно — непонятно где.
Так что, дорогие дети, Матерь Божия вошла во храм сегодня. И нам дорогу показала. Нужно сердцем войти в храм.
Автор Андрей Ткачев.
С ПОСТОМ БЛАГОПРИЯТНЫМ!!!
"Сегодня я хорошо помолился!" - так мы иногда говорим о себе после службы. Но так ли хороша в действительности была наша молитва?
Свой внутренний фарисей есть в каждом человеке. Проверьте, не имеете ли вы внутри себя копилочки, в которой хранятся священные заметки тайной памяти вашего сердца с перечислением совершенных добрых дел, похвалы и достижений? Если есть - вы чистый фарисей!
Тайное самолюбие, скрывающееся под формой исповедания грехов, длинные рассказы про себя любимого не могут быть покаянием.
Можно всю жизнь находиться в иллюзии о себе. И уж лучше согрешить и покаяться по-настоящему, чем всю жизнь надуваться от ложной святости.
Нам всем есть в чём каяться. Если Господь откроет нам грехи наши, у нас больше не будет работы в жизни, как только плакать.
Если вы по-настоящему покаетесь, то будете выть, как волк на луну, будете бежать от людей, чтобы не видели вас, и плакать с утра до вечера. Вам будет страшно от того, что вы прожили жизнь даром.
Кающемуся не надо много говорить. Кающийся плачет. Если ваша душа болит, вы полюбите простые слова.
Каноны, акафисты, стихиры, длинные кофизмы нужно читать в состоянии спокойствия. А в болезни, опасности остаётся очень короткая молитва. Молитва разбойника на кресте: "помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!" Молитва тонущего Петра: "Господи! Спаси меня, погибаю!" - всё!
Короткие молитвы должны быть, как у распятого разбойника, как у тонущего Петра и как у пришедшего в храм мытаря: "Боже, милостив буди мне грешному!"
Только Принимающий нашу молитву может дать ей справедливую оценку.
Иисус Христос сказал, что вышел мытарь из храма "оправдан паче оного" (Лк.18:14), то есть больше фарисея.
"Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак.4:6). Нужно прекратить всякие формы гордости, отследить их за собой и наступить им на горло, не дать им дорогу.
Забудьте все свои добрые дела, меньше думайте о себе и меньше давайте себе цену, не имейте ложной святости, имейте настоящее покаяние, полюбите дом Божий. Каждый человек должен в храм войти одним, а выйти другим.
автор Андрей Ткачев
В чём заключается суть Рождественского поста?
Во-первых, пост подтверждает нашу принадлежность к Церкви. И мы проявляем некое благое послушание. И через пост видно, что мы — дети Церкви.
Кстати, как верующим нужно относиться к посту в сложные времена — например, когда мор или какая-то угроза, или нападение врагов? В книге Иоиля написано: объявите пост, назначьте собрание, пусть старцы плачут в притворе вместе с юношами и детьми. Умоляйте Бога. Постом и молитвой приклоняйте Его на милость.
Если вы серьезно переживаете из-за какой-то ситуации, ну, тогда поститесь ради Господа и ради прекращения беды.
А ещё... Вы же хотите, чтобы у вас была вера, и чтобы она была сильнее? Если вы этого не хотите, то вы зря живете. Вы думаете, что вы всегда будете заниматься такой ерундой, как финансы, аналитика, новости спорта? Смepть всё прекратит и перережет эту ниточку. Придётся отвечать за совершенно другие вещи.
Нужно желать веру Божью, и желать, чтобы она была сильнее. И вот мы в этот период предрождественский движемся к Рождеству, к пещере, к этим яслям Вифлеемским, где рождён был Иисус, который пришёл мир спасти.
И нам нужно пройти пост как некое поприще внутреннего путешествия. Путешествовать же можно, не сходя с места. Если я сижу на месте, но при этом я внимателен к своему сердцу и пытаюсь молиться, вспоминаю прошлое и каюсь, думаю о будущем и заранее молюсь Богу о помощи, я совершаю внутреннее путешествие. Я двигаюсь. Я совершаю движение.
Надо иметь деятельную живую настоящую веру. И она как раз может «подариться» нам в Рождество. Ну, что важнее Рождества и Пасхи? Ничего. А почему существует посты перед Рождеством и Пасхой? Для того чтобы ты прошёл внутренний путь к пещере Рождества и ко гробу Господнему. И чтобы ты узнал, что Он пришёл во спасение наше и воскрес для оправдания нашего.
Поэтому, как ни крути, а поститься нужно. За Церковь, за себя, за семью и за всех людей. И за то, чтобы далась тебе вера настоящая, без которой, считай, что даром живёшь...
ЦИТАТА ДНЯ
Когда случится с тобою какое-нибудь горе, подай скорее милостыню, возблагодари за то, что оно случилось, и ты увидишь, какая найдет на тебя радость.
Святитель Иоанн Златоуст (347-407)
Мамочки с праздником!!!. А Вы читаете Евангелие за своих детей?
А вот святой Парфений Киевский читал Евангелие за людей. Он открывал Святую Книгу и говорил: Господи, слова Твои огонь! Слова Твои жизнь! Слова Твои свет! Огнем Твоих слов сожги грехи тех, за кого я Тебе их прочитаю. Светом Твоих слов просвети душу того, за кого я переживаю.
И он читал Евангелие за людей. Однажды было ему видение: поле, заросшее терновником. И ему говорят: пропалывай! Он говорит: как я это прополю? И вдруг огонь упал с небес на этот терновник и сжег его в пепел. И был ему такой голос: терновник - это грехи тех, за кого ты молишься. Огонь - это слова Евангельское, которое ты читаешь за них.
Поэтому любая мама за детей пусть берет главу Евангелия, вместо того, чтобы самой что-то говорить, открывает и говорит: "Господи, Ты свет, Ты огонь, Ты чистота, Ты вода живительная! Омой, очисти, попали грехи моих детей!" И читай главу Евангелия, любую. И еще главу, и еще такую же молитву.
И это будет огонь, который будет пожигать всякий грех в них.
Иоанн Александрийский получил прозвище "Милостивый". Потерянным он считал день, в который не благотворил кому-либо. И это было не только делом природной доброты. Другой святой - Нил Афонский - в своих посмертных вещаниях сказал, что "Сребролюбие - предтеча Антихриста".
Благотворить нужно уже потому, что открытые руки и сердце, есть противоядие Антихристовой инфекции. У Павла всемирный обманщик назван "человеком греха и сыном погибели". Так же говорит об Иуде в Первосвященнической молитве Христос: "Никто от них (апостолов) не погиб, только сын погибельный"
Достойно великого внимания то, что ученик-предатель и Антихрист названы одним и тем же словом - "сын погибели". Иуда, говорит Иоанн Богослов, "был вор". Это вовсе не означает, что Иуда лазил по чужим карманам. Нет. Но он думал о деньгах, считал чужие убытки и достатки, калькулировал в голове видимое им имущество. И о мире, возлитом на Иисуса, он пожалел. Сказал, что можно было бы его продать, чтобы раздать деньги нищим. Но не о нищих он переживал. Он по сердцу был Вор, отсюда пристальное внимание ко всем финансовым нюансам.
Теперь внимание! Воровское сердце может быть в груди у человека вовсе не богатого. Ошибочно думать, что только неправедные олигархи и казнокрады повинны в Иудином грехе. Если самый скромно живущий человек одержим горькой завистью к чужому успеху; если он подсчитывает в уме стоимость чужих машин и домов; если деньги в его глазах почти равны Богу, ибо ими можно "решить все вопросы", то значит душа этого человека весьма схожа с душой Иуды. Дух Антихриста ближе к такому человеку, нежели Дух Христов. На этом грунте всеобщего завистливого материализма Антихрист и воздвигнет свою недолговечную всемирную империю.
Нужно уметь отдавать. И вдовица, отдавшая на храм две лепты, ясно указывает на то, что отдавать должны учиться все - и бедные, и богатые. Каждый в меру своих возможностей. Чужой финансовый успех должен быть нам безразличен. Собственные житейские успехи должны обеззараживаться памятью смерти, милостыней и чувством своей перед Богом нищеты. "Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца". (Пс 61:11)
В противном случае христиане ничем не будут отличаться от язычников, и лицемерное, насквозь пропитанное земными страстями христианство удобно вымостит дорогу "обезьяне Бога".
"Не огорчайся, когда разбогатеет человек, или когда умножится слава дома его;
Ибо, умирая, ничего не возьмет он с собой, и не сойдет с ним в землю слава его" (Пс. 48:17-18)
Стоит всегда и всем учиться довольствоваться малым и быть Богу благодарным. Сия великая наука открыта всем, кто открыл Духу Святому бедное свое сердце.
"Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более". (Пс. 61:2-3)Х
Церковь — это Тело. Живые и усопшие не видят один другого, как и волосы на голове не видят кожу на подошвах ног. Но всё тело, от темени до пят, питается одной и той же кровью. Церковь — это Лоза. Не все ягоды прикасаются друг к другу, но все питаются одним и тем же соком. Усопшие христиане — члены того же Тела Христова. Лишать их молитвы — то же, что отбирать хлеб у детей. Они и беспомощны, как дети. Их глаза, во много раз превосходящие количество звёзд, сияющих на небе, из духовного мира с мольбой и ожиданием смотрят на нас.
Конечно, почившие люди потеряли возможность деятельного изменения. Для них прошло время трудов. Но их души не лишились способности впитывать благодать, и для них ещё не настало время воздаяния.
До чего ты красива, кроткая и простая, не любящая много говорить, знающая толк в вещах самых главных, Святая Церковь Православная. Благодаря тебе на Страшном Суде мы услышим благодарность от всех тех, о ком с любовью молились. Мы и сами по смерти надеемся утешаться молитвами тех, кто нас любит и верит в Бога.
Впрочем, главная наша надежда на Иисуса Христа — Праведника, на Его Крест и Воскресение. А всё остальное — десерт на Его трапезе. Зато какой вкусный десерт, и до чего слепы те, кто не хочет есть сладкое из рук Великого Господина, приготовившего великий пир.
Благословенного Дня!!!
Есть наглость, а есть дерзновение. Наглость - это незаслуженная смелость. А дерзновение - это смелость заслуженная, купленная верой или какими-то трудами ради Господа.
Дерзайте, христиане! Побольше дерзайте. Дерзайте молиться ночью. Дерзайте просить у Бога слëз. Дерзайте молиться о других так, чтобы по вашей молитве другие и исцелялись, и вразумлялись.
У человека должно быть дерзновение делать больше, делать лучше, делать для Христа. Не для похвалы человеческой.
Слово "дерзновение" как будто сейчас отсутствует в церковном лексиконе! Никто никому не говорит: "Дерзай, чадо! Вставай, иди. Господь тебя зовёт!" Напротив: "Сиди потише" - говорят друг другу люди. "Смиряйся, опусти носик вниз и делай вид, что тебя нету".
Мера дерзновения - это мера смелости во Христе Иисусе, потому что люди в принципе трусливы и слабы. Но, когда человек дерзает во Иисусе, - получаются из этого большие вещи.
У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот. глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:
- Будь счастлив.
Крестьянин. видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:
- Неужели ты такой смиренный?
- Нет, - ответил нищий, - просто, если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.
🙏 Братья и сестры, Православные!
‼️Помогите накормить нуждающихся!
Сегодня в России тысячи людей нуждаются в самом элементарном — пище и тепле. Государственные ресурсы не всегда могут охватить всех, и именно поэтому такие проекты, как «Пять хлебов», необходимы. Общественные бесплатные столовые, где можно получить полноценное питание хотя бы раз в день, могут спасти жизнь. Они снижают уровень смертности от голода, уменьшают социальную напряжённость, дают шанс на сохранение здоровья, семьи и жизни.
«Пять хлебов» — это не только столовая, но и место, где нуждающиеся могут получить одежду и первую помощь. Мы поддерживаем одиноких матерей, многодетные семьи, пенсионеров, безработных, чьё существование стало борьбой за выживание. В условиях кризисов, когда люди теряют опору, наша помощь становится спасением.
‼️Таким людям нужна наша помощь‼️
Центр "Спиридон" регулярно выдает комплексные горячие обеды людям оказавшимся в тяжелой ситуации. Мы помогаем людям, которые остались без крыши над головой, работы или находятся за чертой бедности. Каждый горячий обед, каждая тарелка супа — это шанс согреть не только тело, но и душу, вселить веру в лучшее.
С наступлением холодов к нам на выдачу горячих обедов приходит все больше людей, хочется накормить каждого, но без вашей помощи нам не справиться!
❗️В помощь нашим волонтерам на кухню требуется большая электрическая плита с духовкой, которая даст возможность приготовить большее количество горячих обедов. 🙏 проект "Пять Хлебов" существует только благодаря пожертвованиям неравнодушных людей ❤️
‼️Чтобы этот проект продолжал работать, мы нуждаемся в помощи каждого неравнодушного‼️
..давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Лк.6,38
Почему в храме стоят?
Когда человек приходит в храм, он словно входит в присутствие Царя Небесного.
В Писании сказано: «Стойте со страхом и трепетом» (Флп. 2:12).
Стояние во время службы — это не просто традиция, а выражение уважения, внимания и духовной собранности.
Мы стоим не из-за внешней формы, а потому что душа бодрствует.
В храме мы не зрители — мы участники молитвы.
Стоя, человек всем телом участвует в обращении к Богу: спина выпрямляется, сердце собирается, мысли становятся яснее.
Это положение помогает не расслабляться и не отвлекаться, ведь молитва — это труд любви.
В древности стоя молились и апостолы, и первые христиане. Даже в воскресные дни они не становились на колени — чтобы напоминать себе: Христос воскрес, и мы стоим перед Ним, как живые перед Живым.
Стоять в храме — значит быть внимательным, благодарным и внутренне живым.
Это наша тихая молитва без слов: «Господи, я стою перед Тобой».
А вы замечали, что чем внимательнее стоишь на службе, тем тише и светлее становится внутри?
(Лк. 11, 34–41)
В сегодняшнем евангельском чтении Господь говорит о свете, который дан людям, и о том, что именно замутненность взора грехом и суетой лишает возможности видеть свет и погружает душу во мрак: если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно (Лк. 11, 34).
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Что значит глаз для тела, то самое и ум для души. Ибо как глаз простой, то есть здоровый, освещает тело, а если худ, то есть болезнен, затемняет, так и ум потемняется от заботы».
Понимая, что фарисеи нуждаются во вразумлении и исправлении, Господь идет обедать с ними. Фарисеи соблюдали множество мелких установлений, а потому, когда Господь не умыл рук перед обедом (Лк. 11, 38), хозяин дома удивился.
В глазах иудеев человек, пренебрегающий омовением рук, считался нечистым в глазах Бога. Для омовения рук нужно было использовать столько воды, сколько вмещают полторы яичных скорлупы. Сперва воду лили на руки, начиная от кончиков пальцев и по направлению к запястью. Потом мыли ладони рук, при этом ладонь потирали тыльной стороной сжатой в кулак другой руки. И наконец снова лили воду на руку, на этот раз начиная от запястья по направлению к кончикам пальцев.
Спаситель, видя удивление фарисея, заметил: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства (Лк. 11, 39), – сравнивая внешнюю чистоту сосудов и внутреннюю нечистоту пьющих и вкушающих из них.
Этими словами Христос желал сказать, что как нет пользы, когда чаша снаружи чиста, а внутри наполнена всякой грязью, так не будет никакой пользы и в том случае, если при омывании тела душа исполнена всякой нечистоты.
Господь учит тому, что душа должна быть очищена добрыми делами, потому что полоскание водой очищает не душу, а тело. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? (Лк. 11, 40), – говорит Господь фарисеям, показывая, что Бог, определивший законы для внешнего, определил их и ради внутреннего. И потому как Бог сотворил и тело, и душу, то Он и требует, чтобы мы заботились и о том, и о другом.
Александр Павлович Лопухин пишет: «Бог сотворил и внешние вещи, и внутренний мир человека. Как же поэтому неразумно заботиться о чистоте только внешнего творения Божия, забывая о внутреннем своем мире!»
Господь указывает, к какой чистоте мы должны прежде всего устремляться: Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто (Лк. 11, 41). Этими словами Спаситель приоткрывает великую тайну внутренней чистоты и нашего приобщения к Богу.
Блаженный Феофилакт замечает: Господь сделал намек на две господствующие страсти иудеев: словом "хищение" – на любостяжание, словом "лукавство" – на зависть и следствия зависти. Смотри, пожалуй, как Он, указав на милостыню, врачует обе страсти их, разумею зависть и хищения. Ибо кто истинно милостив, тот не будет ни похищать у того, кому он творит милостыню, ни завидовать ему. Итак, поскольку Он порицал в них две страсти, то изгоняет их одним лекарством, именно милостыней, которая есть первая дверь боготворящей любви».
Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что в обязанности христианина входит не только исполнение внешних установлений и предписаний, но, что важнее, внутреннее совершенствование в исполнении заповедей Божиих. Господь научает творить милостыню, что порождает надежду и радость, приближая человеческое сердце к Богу. Когда человек совершает дела милосердия и творит милостыню, умом своим он вступает в общение с Богом через уподобление Ему, а в человеческом сердце всегда рождается надежда о помиловании души Спасителем.
Помогай нам в этом Господь!
Если хочешь хвалиться, то похвала твоя да будет о Господе. Если же и богатство у себя имеешь, то собирай себе сокровище на небесех благотворениями. А если отлагаешь заботу о том, пока не пришла смерть, то знай, что Ангелы часто действуют поспешно, и ты оставишь богатство свое, кому не хочешь.
Не бойся положить начало доброму житию; как скоро единожды вкусишь сладости Святого Духа, ум твой озарится помышлением о нетленном, потому Святой Дух говорит: «Вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс.33:9).
Блажен, кто в час смерти окажется святой жертвой, благоугодной Господу, кто с великой радостью разлучается с телом и с суетной жизнью. Ангельские воинства, увидев такового на небесах, восхвалят его, как подобного себе раба, благоискусного о Господе.
Преподобный Ефрем Сирин, "Творения", труд 80.
#святоотеческие_творения
ВЫМАЛИВАТЬ ГРЕШНИКОВ
⠀
Старец Николай Гурьянов, пожалуй, известен всем православным. Но далеко не все знают о важнейшей истории в его жизни. Когда он был в лагере, его зверски избили. Потом поставили к стене и, ударив вагонеткой, раздробили всю грудь. После чего он умер.
⠀
Священники, бывшие в лагере, отслужили у тела литургию. И он вдруг ожил.
Во время литургии отцу Николаю была показана красота обителей рая.
А потом показали и ад со страшными мучениями грешников. И он проникся к ним жалостью...
⠀
По своей христианской любви он спросил у ангелов, как им помочь. Ему ответили, что помочь им можно только будучи на земле.
⠀
Отец Николай стал просить возможность вымаливать грешников. И Господь вернул его на землю.
"ОБ ОТНОШЕНИИ К РОДИТЕЛЯМ "
Приехала одна женщина к старцу Виталию (Сидоренко), целует ему руки. А он ей говорит: «Тебе легко мне целовать руки, а ты дома матери целуешь руки?»
— Нет.
— Значит, твоя любовь лицемерная.
Часто спрашивал тех, кто к нему приходил: «Как ты с матерью обращаешься? Берешь ли у нее благословение?» И учил брать у родителей благословение, целовать у них руки, слушаться, смиряться перед ними.
Дочь после размолвки с родителями умерла без примирения. Матери часто снился ее гроб, стоящий в доме. Тогда отец Виталий дал такой совет: пойти на могилку и сказать: «Прощаю от всех руганий, проклятий и обид, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», — крестя при этом могилу. После того, как это было исполнено, такие сновидения прекратились.
И в письмах Батюшка постоянно учил почитать родителей: «Маму простите, и если она жива, пойдите к ней и просите прощения, а если не жива, пойдите на могилку, поклонитесь до земли и скажите: «Мама, прости меня во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». И сами скажите: «Прощаю, мама, Вac, когда ругала или кляла. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа; Аминь. Перекрести могилку, поцелуй землю».
Люби маму, ежедневно бери у нее благословение.
Непокой от неповиновения родителю. Всегда берите у папы благословение и целуйте руку.
Любите детей, всех благословляйте, не укоряйте, а ласково обращайтесь. Ласковое слово, аки вода: вода мягкая, а камень пробивает.
«Господи Иисусе Христе, помилуй мя» – я думаю, если мы будем читать эту молитву все по 12 раз в день, не по 100, не по 1000, как схимники, не по 5000, как подвижники, по 12 раз в день утром, вечером, в обед все христиане, все крещеные, все православные, все молитвенные – мы вооружимся.
Это будет маленький короткий легионерский острый меч, это не какая-нибудь базука или катапульта, а маленький меч, которым короткими ударами можно отгонять врага. То есть меч возьмите в руки, который есть Слово Божие.
У монахов четки в руках – это, в принципе, меч духовный. И они, перебирая эти бусинки: «Иисусе, Иисусе, Иисусе…» – именем Иисуса сокрушают врага. Иоанн Лествичник говорит: «Именем Иисуса бей супостатов, потому что ни на небе, ни на земле нет оружия более крепкого» («Лествица». Слово 21, гл. 7). Подвизайтесь братья и сестры в Иисусовой молитве по-маленькому, по чуть-чуть. Из этого потом большое вырастет.
Из маленьких семян вырастают большие деревья. Никто нас не спасет, кроме Иисуса, и нет другого имени под Небом, которым бы нам подобалось спастись. Потрудимся! Господь с вами!!!
🌺🌺🌺🌺🌺🌺🌺🌺
🤩идит человек в ЧелябЛаге.
Без вины, по 58 статье сидит. Просто потому, что верующий.
Владыка Митрополит Иосиф Чернов.
Белье за зеками стирает, кашу варит на всех.
А ещё в лагерях в первую ходку он работает в мертвецкой – ему велели перед погребением трупы вскрывать, а потом зашивать. Он их там отпевает потихонечку и отвозит хоронить потом. За туберкулезными больными плевательницы моет. Руки и ноги у него обморожены. Бит уголовниками.
И вот он сидит посреди этого Ада и пишет.
Как Вы думаете, про что?
Быть может, про ужасы каторги, про страдание и тоску о воле?
«ЛАНДЫШИ»
🤩тобы свет любви и радости
В нашем сердце не угас,
Целомудренные ландыши
По весне цветут у нас.
У весенней тихой зореньки
Нету краше той красы –
На стебле его, на тоненьком,
Две-три капельки росы.
Мудрость ветхая, далекая
Различала и цвета:
Скрыта в ландыше глубокая,
Неземная красота.
И не нами это сказано:
Белый цвет издревле свят...
Из букета, как от ладана,
Льется нежный аромат.
И не зря народы древние
От сердечных ран и мук
Обрели в нем средство верное,
Исцеляя злой недуг.
Из лесов весною раннею,
В тихом шепоте берез,
В мир печали и страдания
Ландыш нам принес Христос.
🤩овременные песни про то, как тошно и нелегко жить, кажутся нелепыми после этих стихов, написанных в горниле концлагерного Ада.
🌺🌺🌺🌺🌺🌺🌺🌺
Для кого меня Господь милует?
– Для вдов, сирот, нищих, бедных родных.
Жена моя добрее меня.
Я зол, непотребен, непостоянен, лукав, подозрителен, завистлив, лицеприятен, влюбчив, презорлив, своенравен, упорен, ропотлив, уныл, малодушен и робок, сластолюбив, сребролюбив, уклончив, лжив, потворлив и подобострастен, льстив, лицемерен, непослушен, неуважителен, дерзок; блудлив, строптив, немирен, недружелюбен, сварлив, нетерпелив, злопамятен, мстителен, иногда мрачен, ленив, небрежен, неточен, хладен, чревоугодлив.
Бездна во мне грехов!
О, если бы не вера Христова, если бы не Спаситель, исправляющий стремления моего злого сердца, я погиб бы давно, во ад вселилась бы душа моя.
Слава, Господи, долготерпению Твоему!
праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)
Дневник. Том XVII. 1872–1873
ПРИТЧА ДНЯ О ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
Существует одна замечательная легенда о Пресвятой Богородице, о её доброте и великодушии.
Приходит однажды к Господу апостол Петр, которому Господь доверил ключи от ворот рая, и в великой тревоге и недоумении говорит:
«Господи, да минует меня гнев Твой. Вот уже несколько дней я замечаю в раю людей, которых не впускал в райские ворота. Как они сюда пробрались?»
Пошли они к гранатовой роще и увидели за кустом цветущих роз Пресвятую Богородицу.
Она стояла на крутом обрыве и смотрела вниз, на землю.
В руках Царица Небесная держала тоненькую голубую лесенку, которую Она опустила вниз.
И по этой паутинной лесенке с земли с плачем, стонами и горячей мольбой карабкались вверх исстрадавшиеся, измученные люди и со слезами радости разбегались по райским кущам.
С каждым спасённым Владычица подымала вверх свои прекрасные руки и молила:
«Господь Мой и Бог! Ты всё видишь, слышишь и знаешь. По неизреченному милосердию Твоему прости Мне, что нарушаю Я мудрые порядки Твоего пресветлого рая. Но жила Я на земле, и Сама Я мать. Так могу ли Я отказать матери, умоляющей за своего сына? И не Я ли мать всех слабых, страждущих людей? Отпусти грех Мой!»
Положил тогда Господь Всемогущий Свою руку на плечо потрясённого апостола Петра и сказал: «Пойдем отсюда потихоньку. Нам с тобой здесь делать нечего».
Преподобный Силуан Афонский (Антонов)
5 ноября 2025
"Душа моя в страхе и трепете, когда размышляю о славе Божией Матери. Мал ум мой и бедно и немощно сердце мое, но душа радуется и влечется написать о Ней хоть несколько слов. Боится душа моя прикоснуться, но любовь понуждает не скрывать благодарности за Ее милосердие. Божия Матерь не предала писанию ни мыслей Своих, ни любви Своей к Богу и Сыну Своему, ни страданий души Своей при распятии, потому что все равно мы не могли бы постигнуть, ибо любовь Ее к Богу сильнее и горячее, чем любовь Серафимов и Херувимов, и Ей удивляются все небесные силы ангелов и архангелов.
И хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует."
Один Святой в ответ на вопрос: "Что первое посоветует молодому человеку?" говорит: "Посоветую заботиться о ком-то, потому что человек, который ни о ком не заботится, он уже умер".
Это очень важная вещь. Вот откуда кошки и собаки появились таком количестве у людей? Люди одинокие, надо кого-то любить с глазами, чтоб он был теплый живой и чтобы смотрел на тебя доверчиво. Есть немножко такой неприятный момент. Животное ничего против не скажет, ты здесь доминирующий. Я тебя люблю сверху вниз. Это проявление необходимости о ком-то заботиться. Но лучше всего заботиться о людях и задавать себе вопросы: кому нужны мои руки, если они сильные, кому нужны мои деньги, мое время, нужно находить время от времени возможность для того, чтобы предложить свою душу, свои усилия в плане того, чтобы утешить, помочь, укрепить, ободрить. Переживаю? Этот вопрос сопровождается тревогой - живу я или не живу?
Когда я отдаю накопленное и служу людям всем даром, который получил... Бесталанных и бездарных людей нет. Нет ни одного человека на свете, у которого не было бы ни одного таланта. Даже более того, если у человека есть один талант, то тут же отправляется паровозиком еще один и еще. Стоит воспитать в себе аккуратность, как ты тут же воспитываешь в себе дисциплинированность, эстетическое чувство и так далее. Как только ты начинаешь думать о том, что такого у меня есть, чтобы я кому-то помог - сердце есть, руки есть, глаза, голова, ноги. Значит ты можешь помочь кому-то.
Почему мама самое дорогое слово во всех языках мира? Мама и образ хорошей мамы. Не той, которая выбрасывает новорожденного на мусорку, а хорошая мама, которая отдает себя полностью. Она уже всю себя раздала, чем больше детей, тем больше она раздала себя. Их боль это ее боль, она отдает, это настоящая отдающая жизнь, это полное воплощение идеи жертвующего собой Бога.
Бог живет, отдавая себя, и мама живет, отдавая себя, и мы должны отдавать себя кому-то. Можно, например, работать на шиномонтаже, можно гавкать на тех, кто приехал не вовремя, а можно с любовью отнестись к человеку. Можно сидя у билетной кассы на 5 минут раньше окошко закрыть, на 5 минут позже открыть после обеденного перерыва. А можно точно открыть, потому что уже стоят и ждут, каждый спешит, каждый нервничает. Вот и человеколюбие, забота о тех, кто рядом. Каждый день, мы можем каждый день о ком-то думать, кому-то отдавать маленькие крошки незаметные своего тепла. Попробуем сегодня начать заново.
Отец Андрей Ткачев
О ЧЁМ ПРОСИТЬ?
Господь говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк.11:9–10).
Но «всякий» как раз мог бы привести много примеров, когда его прошения исполнены не были. Апостол Иаков объясняет: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4:3).
И в Евангелии есть указания, какие прошения похвальны и будут непременно удовлетворены. «Положим, – говорит Господь, – что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему» (Лк.11:5–6).
Он пришел не потому, что ночью вдруг захотел есть. Ему надо исполнить священный, заповеданный Богом закон гостеприимства. И он будет стоять и просить, не смущаясь ни отказами, ни укоризненными словами. И если его просьбу не исполнят сразу, то все равно исполнят «по неотступности его» (Лк.11:8).
И другой пример. Евангелист Лука рассказывает про вдову, как она, загнанная в угол своими обидчиками, просила защиты у судьи, который так прямо и говорил о себе: «я и Бога не боюсь и людей не стыжусь» (Лк.18:4).
Но так уж она достала его своими отчаянными просьбами, что и этот бессовестный человек пошел ей навстречу, только бы отвязалась. И Господь заканчивает: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк.18:7)
Апостолы Христовы именно день и ночь вопияли к Богу. Но, чтобы их молитвы были услышаны, – они еще и постоянно испытывали свои сердца, чтобы в них не было «ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства», «ни слов ласкательства», «ни видов корысти», ни искания «славы человеческой» (1Фес.2:3,5,6).
Господь обращается к тем, кто считает Его своим Отцом. Если сын попросит хлеба, неужели отец даст камень? Если попросит рыбы, неужели даст змею? Если попросит яйцо, неужели даст скорпиона? Ну, а если сын попросит змею или скорпиона, не зная, какой яд кроется в них? Если попросит камень, думая, что это и есть хлеб?..
Кого называют отцом, тому доверяют. Даже человек способен «нежно обходиться с детьми своими». Даже слуга Божий имеет дерзновение говорить: «мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши» (1Фес.2:8).
«Тем более Отец Небесный» (Лк.11:13). Поэтому будем просить с сыновним доверием, и не забывать благодарить за все исполненные просьбы. А еще больше – благодарить за просьбы неисполненные. Потому что именно тут, может быть, сильнее всего сказывается Его любовь, которая «не ищет своего» (1Кор.13:5), не ищет славы и похвал, а ищет только истинной пользы и совершенного блага своему возлюбленному
Протоиерей Вячеслав Резников
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧТО....
7 ФАКТОВ О СВЯТОЙ ГОРЕ АФОН, КОТОРЫЕ ВЫ НЕ ЗНАЛИ
1. На Святой Горе выдают автомобильные номера самостоятельно и независимо от Греции. По цифрам можно узнать какому монастырю принадлежит транспорт. Для номерных знаков используется существующая иерархия афонских монастырей от 1 до 20. А вот число 21 - принадлежность автотранспорта столице Афона - Карее.
2. В 1060 году император Византии пожаловал монашеской республике первую конституцию. Многие законы действуют на Афоне со времен византийских императоров и первоиерархов Константинопольской Церкви. Указы являются действующими документами. Монахи бережно сохраняют византийское наследие.
3. Флаг Афона - золотое полотно, на котором изображен черный двухглавый византийский орел. Его обе головы венчает императорская корона.
4. На Афоне нет частной собственности на недвижимость и землю. Сделки на Святой Горе не носят характер купли-продажи, а совершаются по благословению. Так было определено основателем общежительного монашества на Святой Горе преподобным Афанасием Афонским, который еще в X веке составил Устав Афона.
Устав был написан на пергаменте из козьей шкуры, который по сей день хранится в Великой лавре. Если у монахов возникает спор, то говорят: "А что по этому делу на козле написано?".
5. Великая лавра - хранительница короны Византийского Императора. Корона сделанна из золота, ее вес около 5 килограмм. Это сокровище бесценно, поэтому ни одна страховая компания в мире не рискует ее застраховать. Лавра также хранит множество реликвий византийского и послевизантийского периода.
6. На Афоне самостоятельные органы управления, таможенная служба, полиция.
Святая Гора Афон по своему статусу является автономной монашеской республикой в составе Греции.
7. В 2008 у Афона появилась своя независимая почта. На первой почтовой марке Святой Горы изображен византийский император Никифор II Фока.
Прежде на Святой Горе была почта Греческой Республики, которая существовала здесь с середины XIX века.Теперь на Афоне два почтовых отделения - в столице - Карее, и в порту Дафни.
#факты
ПУТЬ К НЕБУ- 5 ВОПРОСОВ О ВОСХОЖДЕНИИ НА ВЕРШИНУ СВЯТОЙ ГОРЫ АФОН
Святая Гора Афон — это не просто монашеская республика. Для тысяч паломников со всего мира это место, где земля соприкасается с Небом, где шаг — это молитва, а подъем — путь к очищению сердца.
1. Кто поднимается на вершину?
Каждый год на вершину Афона, высота которой составляет 2033 метра, совершают восхождение от 3 до 5 тысяч паломников.
Большинство из них — православные миряне из Греции, России, Сербии, Румынии, Грузии и Болгарии. Но среди поднимающихся встречаются и католики, протестанты и даже неверующие, которые ищут здесь не экзотику, а духовный опыт и тишину.
Из этих тысяч лишь около трети доходят до самой вершины. Остальные останавливаются в приюте Панагия — последнее укрытие перед пиком, расположенным в 500 метрах от вершины.
Для монахов это место — не просто укрытие, а граница послушания и смирения. Каждый знает: взойти на вершину — значит, прежде всего, подняться над самим собой.
2. Как проходит восхождение?
Большинство паломников начинают путь из монастыря Великая Лавра — самой древней афонской обители, основанной в X веке преподобным Афанасием Афонским.
Подъем занимает от 6 до 9 часов, в зависимости от физической подготовки.
Тропа проходит через густые заросли лавра, кипарисов и маслин, а затем поднимается к каменным осыпям и снеговым языкам, которые не тают даже летом.
На отметке 1500 м стоит келия Панагия, где паломники обычно ночуют, читают молитвы и оставляют записки Богородице.
Последние 500 метров — самый трудный участок. Подъем почти отвесный, и каждый шаг требует усилий. Но награда — вид, от которого захватывает дух: весь Афон, Эгейское море, и даже тень самой горы, падающая на облака.
3. Какие молитвы произносят на вершине?
На самом пике стоит маленькая часовня Преображения Господня, построенная в XIX веке.
Каждый год, 19 августа (по новому стилю), сюда поднимаются монахи и паломники со всех концов Афона, чтобы встретить праздник Преображения Господня.
Богослужение начинается на рассвете.
Когда первые лучи солнца касаются купола часовни, монахи поют «Свете тихий» — и весь Афон, словно, дышит вместе с ними.
Это один из самых трогательных моментов в жизни всей Святой Горы: молитва на высоте двух тысяч метров, над облаками, где земля и небо действительно становятся единым целым.
4. Есть ли особые правила восхождения?
На Афоне всё пронизано духом послушания и тишины.
Есть несколько неписаных правил, которые соблюдают все — и монахи, и миряне:
• Перед подъемом желательно исповедаться и получить благословение — чаще всего это делают в Великой Лавре.
• На вершину нельзя подниматься ночью без особой нужды — чтобы не нарушать тишину горы.
• Разговоры в пути сведены к минимуму. Считается, что каждая фраза должна быть либо молитвой, либо благодарением.
• На вершине никто не кричит и не фотографирует во время молитвы.
• Нельзя брать с вершины камни — это расценивается как неуважение к святыне.
Монахи говорят:
«Кто поднялся на вершину с гордостью — сойдет пустым. Кто поднялся с молитвой — спустится просвещённым».
5. Почему подъем совершают снова и снова?
Некоторые паломники поднимаются на вершину не один раз. Для многих это становится духовным обетом.
Считается, что тот, кто побывал на вершине Афона, обретает особое заступничество Пресвятой Богородицы, ведь вся Святая Гора — это Её удел.
Монахи говорят, что каждое восхождение — это икона человеческой жизни: внизу — суета и заботы, в середине — борьба, усталость, искушения,
а наверху — свет, тишина и присутствие Бога...
#паломничество
ПАНАГИЯ — ПРИЮТ ПОД ПОКРОВОМ ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ
В 48 году, Пресвятая Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом, спасаясь от гонений, воздвигнутых Иродом в Палестине, направилась на Кипр, где епископом в то время был воскрешенный Господом четырехдневный Лазарь. Во время морского путешествия они попали в бурю и, спасаясь от непогоды, пристали к берегу Афонской горы, в том месте, где впоследствии была основана Иверская обитель.
Пресвятая Богородица, восхищенная красотой этого места и с благоговением встреченная жителями, обратилась к Сыну Своему, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. Тогда прозвучал глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще – убежищем для тех, кто жаждет спасения».
Проповедь Матери Божией просветила местных жителей, и они приняли святое крещение. «Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века. Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом»,− сказала Пречистая.
Сама Царица Небесная дивным образом приводила на Афон подвижников. Первым из них стал преподобный Петр, которому Божия Матерь сказала: «Для служения Богу нет лучшего места, чем гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего и Бога в наследство Себе, чтобы те, которые хотят отойти от мирских хлопот и соблазнов, приходили сюда и служили Богу. Велика любовь Моя к этому месту, и придет время, когда оно из конца в конец, на север и на юг наполнится многими иноками. И если они от всей души будут служить Богу и хранить заповеди Его, то еще здесь, на земле, получат они Мою помощь; Я стану облегчать болезни и труды их, дам возможность иметь все необходимое, ослаблю вражеские брани против них и плод их прославлю во всей поднебесной».
По преданию Пресвятая Богородица, поднимаясь на Святую гору, не дошла несколько метров до ее вершины. На этом месте и была обустроена келия Панагия (Богородица), которая находится недалеко от самой вершины Святой Горы Афон.
«Кто не был на пике Святой Горы — тот не был на Афоне, если даже исходил вдоль и поперек весь полуостров» — так обыкновенно говорят посетители древнего монашеского царства.
Келия Панагия основанна в 1665 году на пожертвования Патриарха Константинопольского Дионисия III, находится на высоте 1500 метров над уровне моря. В строительстве участвовали монахи, которые готовились к исповедничеству христианской веры и к мученической смерти. Разрушившаяся до основания церковь была заново отстроена на средства Великой Лавры в 1972 году.
Сейчас здесь постоянно никто из святогорцев не подвизается. Небольшая келья служит приютом для тех, кто поднимается на вершину Святой Горы.
В келье три помещения: прихожая с колодцем с чудотворной водой и очагом, храм и место для сна, в нем двенадцать кроватей с матрасами, одеялами и подушками. В храме нет священника и тех, кто смотрел бы за порядком. Лежат богослужебные книги на греческом и русском языке. В алтарь храма входят только паломники-священники, потому что без благословения в алтарь входить нельзя.
Здесь вполне можно устроить привал с лёгкой трапезой и даже с небольшим послеобеденным отдыхом: для последнего перехода вам потребуются свежие силы – от Панагии до Вершины ещё 700 м крутого подъёма.
На фото: • Панагия снаружи
ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
21-я Неделя по Пятидесятнице
(Гал.2:16–20; Лк.16:19–31)
ЕВАНГЕЛИЕ святого апостола Луки, глава 16, стихи 19 - 31:
19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА К ГАЛАТАМ, Глава 2, стихи 16 - 20:
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ БИБЛИИ
Тайна падения ангелов: какой грех превратил светлых духов в демонов?
Предание Церкви, опираясь на слова Христа «Я видел сатану, спадшего с неба, как молния» (Лк. 10:18) и пророчество Исаии о деннице (Ис. 14:12-15), раскрывает тайну величайшей трагедии в духовном мире.
Святой Иоанн Дамаскин учит, что высший ангел — Денница, созданный сияющим и совершенным, возгордился и возжелал стать равным Богу, но не по благодати, а по природе. Это была первая смерть — смерть в грехе, когда любовь к Творцу была добровольно заменена самолюбованием.
Преподобный Иоанн Лествичник определяет это состояние как «отвержение Бога, бесовское изобретение». Важно понимать, что ангелы, в отличие от людей, сделали свой выбор окончательно — их духовная природа неизменна и неспособна к покаянию. Падшие духи навсегда застыли в своем противлении Богу, став орудиями тьмы и соблазна для людей.
Вопрос для размышления: Не питаем ли и мы в себе семя той же гордыни, когда ставим свою волю выше Божией, предпочитая Его замыслу собственные планы и желания, тем бессознательно уподобляясь первопричине демонического бунта?
Подписывайтесь на «Экзегет» — мы прикасаемся к самым сокровенным тайнам духовного мира, опираясь на святоотеческое предание.
Димитриевская родительская суббота: день вселенской памяти
В субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского Православная Церковь совершает особое поминовение усопших — Димитриевскую родительскую субботу. Этот день, укоренившийся в русской традиции с XIV века, стал выражением глубокой народной веры в единство живых и усопших во Христе и любви к своим предкам.
История установления этой поминальной субботы восходит к 1380 году, когда святой князь Димитрий Донской после победы на Куликовом поле посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский отслужил панихиду по всем павшим воинам, и князь предложил ежегодно совершать такое поминовение. Сначала молились только о воинах, отдавших жизнь за веру и Отечество, но со временем день памяти расширился до поминовения всех усопших православных христиан.
Святитель Феофан Затворник писал: "Усопшие нуждаются в наших молитвах, ибо сами они уже не могут каяться или творить добрые дела. Наша молитва — это та последняя милостыня, которую мы можем им подать". Эти слова раскрывают глубокий смысл родительских суббот — наша любовь к ушедшим выражается не только в слезах и скорби, но в активной молитвенной помощи им.
Богослужение Димитриевской субботы проникнуто духом надежды на милость Божию. Совершается вселенская панихида — парастас, где Церковь молится "о всех от века усопших православных христианах". Особенно трогательно звучат слова молитвы: "Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное".
В народной традиции Димитриевская суббота всегда была связана с приготовлением особой поминальной трапезы. На Руси было принято приносить в храм кутью, освящать её и затем вкушать за общей трапезой, вспоминая усопших. Эта традиция символизирует веру в воскресение мёртвых и единство всех членов Церкви — земных и небесных.
Преподобный Макарий Великий говорит: "Если душа усопшего грешна, то молитва живых помогает ей; если же праведна, то приносимая за неё молитва служит ко благу приносящего". Поэтому молитва за усопших — это не только долг любви, но и духовное делание, полезное для самой нашей души.
Димитриевская родительская суббота напоминает нам о важности исторической памяти и связи поколений. Как отмечал праведный Иоанн Кронштадтский, "народ, забывающий своих предков, теряет свои корни". В этом дне соединяются вера и патриотизм, личная память о родных и общецерковное поминовение всех потрудившихся на благо Отечества.
Особенно значимо в этот день молиться о воинах, "за веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших". Их жертвенный подвиг напоминает нам слова Спасителя: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих".
Димитриевская родительская суббота учит нас христианскому отношению к смерти. Она призывает не к унынию, но к деятельной любви, выраженной в молитве и добрых делах в память об усопших. Как пишет апостол Павел, "не хотим же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды" (1 Фес. 4:13).
Да подаст нам Господь в этот день теплоту молитвы и чистоту помыслов, чтобы наши молитвы стали истинной помощью усопшим и утешением нам, укрепляя надежду на всеобщее воскресение и вечную жизнь в Боге.
@ekzeget