#история_бренда
Магазин
$OZON был основан компанией по разработке программного обеспечения Reksoft и издательством Terra Fantastica во главе с главным редактором Николаем Ютановым из Санкт-Петербурга.
Изначально создатели Александр Егоров и Дмитрий Рудаков решили организовать небольшой бизнес на свободные средства от деятельности своей основной компании. Идей для реализации было две: интернет-магазин автозапчастей или книжный. Но денег хватало только на одну. После некоторых раздумий остановились на втором варианте. Дмитрий Рудаков увлекался фэнтези и создал библиографическую базу данных по книгам этого жанра. Она и стала началом популярного интернет-магазина.
Так как компания Reksoft на тот момент занималась разработкой веб-приложений для западных проектов, то технологических сложностей с запуском интернет-магазина не возникло. Первый заказ на платформе был сделан уже в день начала работы сайта — 9 апреля 1998 года. Проблемы возникли только с реализацией товара. На тот момент не существовало электронных денег и банковских карт. Действующие в тот период магазины с онлайн-витринами работали по принципу постоплаты. Покупатель выбирал товар на сайте, бронировал его, самостоятельно приходил по указанному адресу для получения и оплачивал покупку наличными средствами.
Создатели проделали огромную работу по представлению книг и фильмов в сети. Все товары были поделены на группы по жанрам, были созданы материалы о книгах и фильмах и придуманы виртуальные персонажи. Помимо книг в магазине можно было приобрести музыкальные диски и фильмы на DVD.
В августе 1998 года в России произошел дефолт и начался экономический кризис. Резкое падение рубля привело к банкротству тысячи производств. Среди них оказалось и издательство Terra Fantastica, которое работало только с российскими покупателями. Николай Ютанов был вынужден отказаться от участия в проекте и продать свою долю компании Reksoft.
Интернет-магазин Ozon смог выжить в кризис благодаря постоянной работе над технической частью проекта. Так, например, была создана первая система оплата покупок электронными картами. Магазин быстро развивался и наращивал обороты. Из-за этого даже пришлось на некоторое время приостановить прием заказов. В ноябре 1998 года был поставлен рекорд по количеству заказов. Обороты выросли до 200000 рублей. Директором стал Дмитрий Рудаков.
После года успешной работы в 1999 году Озон выделили из Reksoft, и он стал самостоятельным юридическим лицом ООО «ОЗОН». Генеральным директором был назначен Геннадий Спирин. К этому времени на сайте уже зарегистрировалось около 10000 пользователей. Владельцы магазина приняли решение о расширении бренда и поиске инвестиций. Но банки не верили в успешную реализацию проекта и отказывали предпринимателям в выдаче кредита. Как позже рассказывал в своем интервью Александр Егоров, банкиры просто смеялись ему в лицо и говорили, что он не из этого мира.
В 2013 году Ozon основал свой собственный бренд бытовой техники — Travola. В конце ноября 2013 года в прессе появилась информация о том, что владелец Ozon, фонд Baring Vostok Private Equity, ищет покупателя на блокирующий пакет акций. 24 февраля 2014 года было объявлено о том, что 20 % акций Интернет-магазина приобретают АФК «Система» и МТС
В феврале 2016 года журнал Forbes оценил стоимость компании в $680 млн. В 2018 году компания показала самый большой рост продаж за 10 лет существования.
В среднем годовой оборот в Ozon в 2020 году составил 104,4 млрд рублей в год. Это существенно ниже, чем у ближайших конкурентов Wildberries и Ситилинк. Интернет-магазин Озон по-прежнему остается убыточным. Пресс-служба компании утверждает, что у него была возможность стать прибыльным, но руководство приняло решение инвестировать в логистику и инфраструктуру. Поэтому компания вопреки прогнозам аналитиков не смогла к 2020 году выйти на точку безубыточности.