IPO (Initial Public Offering)
Зачем оно им, и зачем оно нам? Да и что это за зверь такой?
Зайду как всегда издалека. У вас есть любимое дело, и вы хотите его монетизировать. Открываете компанию, находите спонсоров, нанимаете людей, платите зарплату им и себе. Время идет, компания развивается: растет штат сотрудников, продукт продается - все круто. Компанией владеете вы и спонсоры. Однажды, вы осознаете, что вам для дальнейшего развития компании нужно больше денег и яхта, но где их взять? Очевидное решение - продать кому-нибудь часть компании. И тут в работу вступает простое рыночное правило: чем выше спрос - тем дороже предложение. А спрос высок там, где много покупателей - на фондовом рынке. Так и получается, что для максимизации притока денег, владельцам компании продать акции выгоднее всего именно на бирже, и называется это IPO (первичное публичное предложение, дословно). Потом можно еще на SPO (second public offering, вторичное) поднять деньжат, и на FPO (допэмиссия), но это уже плохо.
Ясно дело, на IPO всякую шушару не пускают, надо быть серьезной конторой, заключить договор с андеррайтером, провести рекламную кампанию (ну кто иначе купит то?). Андеррайтер - это финансовая организация, которая проведет оценку стоимости компании, количества выпускаемых акций, рисков, выберет момент продажи и т.д. Задача проста: продать подороже, не продешевить. Ведь даже если акции потом и подрастут, то деньги уже достанутся не компании, а рыночным инвесторам.
Зачем IPO конторе определились, но зачем же оно нам, почему не купить акции проверенных компаний?
Я объясняю себе это так: на IPO компания привлекает полно денег, и сразу пускает их в развитие (в идеале), соответственно начинает активно расти, и уже новые инвесторы с радостью купят бумаги у нас за дорого.
Звучит круто, но, конечно, не все так шоколадно. Во-первых, финансовую отчетность компания раскрывает уже после размещения акций. Во-вторых на IPO выходят сравнительно молодые компании, у них многое может пойти не так. В-третьих - для IPO выбирают самый подходящий момент, годом раньше/годом позже компания может быть не так интересна. Ну и в-четвертых, цена может быть просто-напросто перегрета из-за рекламы, а потом все очухаются и поймут что beyong meat - это просто "соевое мясо" :) и начнут продавать. Вдобавок, есть ещё lockup период, после которого прошлые владельцы начнут обналичивать средства. Так что вся эта затея довольно рискованна.
Еще один моральный аспект, который мне приятен. Вкладывая деньги на рынок, я хочу думать, что помогаю мировой экономике. Но покупая и продавая акции майкрософта даже очень редко, я просто спекулирую. Чуть ли ни единственный шанс вложить деньги в экономику напрямую - купить их у самой компании во время IPO/SPO. Есть конечно облигации, но это же скучновато, и тоже нужно покупать во время первичного размещения:)
Как же поучаствовать в IPO?
Если на горизонте маячит чье-то IPO, и оно вам доступно, вы просто даете заявку брокеру: "купи мне столько-то акций не больше чем за столько-то (точно как в лимитной заявке)". Брокер заморозит нужное количество средств на вашем счету до момента покупки. Если спрос слишком большой, минимальная цена акции может быть увеличена, и брокер вам об этом скажет. Конечно все автоматизировано, надо только кнопки тыкать. Кроме того, когда дойдет до дела, ваша заявка скорее всего исполнится не полностью, так как покупателей часто больше чем акций. Например вы просили 100 акций, а брокер купил 40. Процент исполнения заявки, в данном примере 40%, называется аллокацией. Не бойтесь, оставшиеся средства вернутся вам на счёт.
Справедливости ради скажу, что я сам пока еще ни разу не участвовал в IPO. Затея с Ozon казалась рискованной, у них убытки и уж больно сильный конкурент "подрастает". Airbnb требовали кучу денег для минимальной ставки, да и аллокация вышла 0 (трололо). Зато я купил свежий {$TIPO} . На самом деле, это не участие в IPO, но тем не менее интересная штука, почитайте.
#ipo #etf #ликбез #полезное