Банк
Личный опыт
Дети
Обновлено 4 сентября

Родителям: как научить подростка обращаться с деньгами с картой «Джуниор»

Детская карта «Джуниор» помогает родителям облегчить финансовую рутину, а детям — научиться обращаться с деньгами. Как это работает, рассказывает сотрудница Т‑Банка на личном опыте

Меня зовут Анна, я вице‑президент в Т‑Банке по лайфстайл-сервисам. Моему сыну Матвею 13 лет, и уже почти 2 года он пользуется детской картой «Джуниор». За это время карта помогла: мне — перестать снимать наличные и проверять, на что сын их тратит, а Матвею — научиться пользоваться деньгами и накопить на кроссовки.

Почему мы решили завести детскую карту

Оформить карту было общим решением. Меня бесконечно утомляли бумажные расчеты: практически через день нужно было давать ребенку деньги на оплату репетитора по английскому языку, проезд, завтраки в школе и карманные расходы. При этом я почти не пользуюсь наличными и деньги снимала только для сына. А давать сразу большую сумму не хотелось — есть риск, что он потеряет деньги.

Последней каплей стало то, что Матвей решил накопить себе на монитор. Он и раньше откладывал деньги, которые ему дарили на день рождения, но они тратились незаметно на мелочи. А тут встал вопрос о долгосрочных накоплениях — и я поняла, что пора.

Джуниор как раз решает эти проблемы. Вместо снятия наличных я могу пополнять детскую карту со своего счета.

У карты «Джуниор» отдельный счет, но выпускается она в связке с родительской картой. Это значит, что у ребенка нет доступа к родительским деньгам, зато я в приложении вижу, сколько денег тратит сын и на что.

Чтобы Матвей мог пользоваться картой, я установила на его телефон то же самое приложение Т‑Банка, что есть у меня. Но детская версия все же отличается от взрослой — в ней только то, что нужно ребенку. Он может оплатить мобильную связь, перевести деньги другу, открыть счет‑копилку, на котором деньги лежат под проценты, или пройти курсы по финансовой грамотности.

Как я научила Матвея разумным тратам

Поначалу я переживала, что деньги с карты могут увести или Матвей сам куда‑нибудь всё потратит. Поэтому условились так: я ему даю ограниченную сумму под конкретную покупку, чтобы остатков на карте не было. Например, перевожу деньги на проезд или школьные обеды. То же самое с карманными расходами — он идет гулять с друзьями и пишет: «Мам, дай 500 рублей на пиццу», и я ему перечисляю ровно эту сумму.

Иногда он даже не просит меня лично, а присылает запрос сразу через приложение. Для этого в нем есть функция «Запросить деньги». Пишет сумму, на что ему нужно и выбирает меня. И я мгновенно перевожу ему деньги. Удобно не выяснять, зачем Матвею деньги, и специально заходить в приложение, чтобы ему их отправить.

Потом я стала переводить немного больше, чтобы на карте лежала тысяча рублей на всякий случай. Но было условие — прежде чем что‑то купить, Матвей предупреждает о покупке и говорит, на что хочет потратить деньги. Например, спрашивает можно ли купить игру на телефон.

Постепенно Матвей начал понимать, что можно, а что нельзя покупать, и я расслабилась. Теперь я перевожу ему деньги раз в неделю — на обязательные и на карманные расходы и просто время от времени проверяю, на что он их тратит.

Как Матвей получает и тратит деньги

У сына несколько источников дохода: регулярные переводы от меня, награды за выполненные поручения, подарки от родственников и деньги, вырученные за обмен баллов. Тратит он эти деньги по‑разному: часть уходит на обязательные расходы, часть — на развлечения и фастфуд, а что‑то удается откладывать.

Деньги на обязательные расходы. Мы договорились, что некоторые регулярные платежи Матвей делает сам: например, пополняет карту «Тройка» и школьную карту, которой оплачивает питание. Это как раз удобно сделать через приложение Т‑Банка.

Ещё на счету обязательно лежит сумма на расходы по моим поручениям. Я часто прошу его сходить в супермаркет или зоомагазин.

Есть отдельный бюджет на поездки к папе — карта привязана к Яндекс.Такси.

Личные деньги. Я не контролирую деньги, которые Матвею подарили на день рождения или еще по какому-нибудь поводу, а также деньги, которые он получает за мои задания.

Ими он распоряжается, как считает нужным, это его право. Какую‑то часть он откладывает, например, на какую-нибудь игровую клавиатуру, коврик для мыши или держатель проводов. А часть тратит, с моей точки зрения, на глупости, например донаты стримерам или покупки в игре. Но я понимаю, что для него это важно, поэтому не вмешиваюсь и просто слежу, чтобы не было подозрительных переводов: частых переводов или на неизвестные номера.

Баллы за покупки. За покупки по карте «Джуниор» начисляются баллы: 2% за онлайн-платежи, до 30% за покупки у партнеров Т‑Банка и 1% за все остальное. Матвей регулярно просматривает спецпредложения в надежде найти нужную вещь и получить побольше баллов.

В среднем за месяц возвращается 200⁠—⁠300 баллов. Как только они приходят, сын сразу их тратит. Ими можно компенсировать траты на фастфуд, кафе и онлайн-покупки — даже заказы на маркетплейсах и оплату сервисов.

Тратит деньги Матвей по‑разному: часть уходит на обязательные расходы, часть — на развлечения и фастфуд, а что‑то удается откладывать.

Как Матвей учился копить

Одна из причин, по которой мы завели карту, — Матвей хотел накопить на монитор. В этом смысле карта свою функцию выполнила и помогла вот как: в приложении Т‑Банка можно открыть счет‑копилку под конкретную цель и откладывать туда понемногу. Банк добавляет на отложенную сумму 8% годовых, а если у родителя есть подписка Pro — 11%. При этом деньги можно снять в любой момент без потери процентов. А еще копилку можно скрыть в приложении, чтобы не было соблазна вывести с нее деньги.

У Матвея сейчас две большие любви, на которые он откладывает деньги: кроссовки, как у многих подростков, и компьютерный стафф — клавиатура, игровая мышка, коврик.

Самое дорогое, на что ему уже удалось накопить, — кроссовки Yeezy за 17 тысяч. Копил где‑то полгода без посторонней помощи: откладывал с карманных денег, зарабатывал на моих поручениях, продал свои наушники и что‑то из старых вещей.

Как‑то он прочитал в приложении Т‑Банка совет откладывать 10% от всех доходов на цель и с тех пор старается придерживаться этой стратегии, но раз на раз не приходится.

Сейчас Матвей откладывает на Айфон, договорились, что часть соберет сам. Счет‑копилку для этого он назвал «На большую мечту»

У нас не работают долгосрочные задачи: если я ставлю задачу с трехмесячным сроком, то она так и остается висеть, у Матвея теряется интерес. Неделя‑две — это максимальный срок, который удерживает его желание что‑то делать. Тем не менее даже мелкие задания увлекают и помогают выработать привычку: сын теперь легче соглашается выполнять мои просьбы, даже если я их не завожу в приложении.

Как приложение Т‑Банка обучает финансовой грамотности

В приложении Т‑Банка есть «Истории» — небольшие слайд‑шоу с финансовыми уроками, инструкциями по использованию приложения и идеями занятий на выходные. Я думала, что Матвею будет нравиться что‑то развлекательное типа подборок игр, но он с интересом изучает истории про финансовую грамотность и даже пытается применять — как в примере со стратегией накопления. Еще он с удовольствием читает, как пользоваться функциями в приложении: найти банкомат, поменять тему оформления, купить билеты в кино.

В «Историях» можно найти комиксы и тесты о финансах, идеи для учебы и семейного досуга

Еще круто, что в приложении есть чат со службой поддержки, где отвечают сотрудники, обученные общению с детьми. Матвей там постоянно спрашивает что‑нибудь про деньги. Недавно он изучал, как может пополнять карту. В поддержке очень легко объяснили. Я даже сама прочитала и насладилась.

Впечатления о Джуниор в целом

Могу сказать, что сын стал ответственнее относиться к деньгам. Во‑первых, потому что он и сам может проследить свои траты, убедиться, как легко исчезают деньги. Во‑вторых, его дисциплинирует то, что я могу в любой момент проверить его расходы.

Заметила, что Матвей чувствует себя взрослее, когда у него есть деньги на непредвиденные расходы. Например, когда у его подружки был день рождения, я дала ему деньги на подарок, но он взял еще сверху из своей копилки, чтобы купить дополнительный подарок.

Для меня тоже многое изменилось в лучшую сторону: мне больше почти не нужны наличные, я научилась доверять сыну относительно крупные суммы и в последнее время уже редко проверяю его траты. И, конечно, очень удобно то, что часть финансовой рутины Матвей взял на себя — походы в супермаркет, оплату школьной и транспортной карты, сотовую связь.

Как оформить детскую карту

Если захотите протестировать Джуниор, заполните заявку ниже. Карту доставят бесплатно куда и когда вам удобно. Выпуск, перевыпуск, обслуживание детской карты и оповещения об операциях бесплатны.

На карте будет указано имя ребенка, но владелец счета — родитель. При оформлении заявки вы указываете свои паспортные данные, а при получении карты — подписываете договор. Дополнительные документы или присутствие ребенка при оформлении не понадобятся.

Если у вас нет своей дебетовки Black, то ее привезут вместе с детской картой. Кратко о Black для взрослых:

  • кэшбэк рублями до 30% у партнеров банка;
  • до 15% кэшбэка за покупки в четырех категориях, которые выбираете вы. Каждый месяц предлагаем кэшбэк 1% на любые покупки от 100 ₽;
  • бесплатное снятие наличных в любых банкоматах от 3 000 ₽;
  • бесплатное обслуживание, если каждый день на карте, вкладах, накопительных и брокерских счетах в Т‑Банке в сумме хранится не менее 50 000 ₽. В других случаях — 99 ₽ в месяц.

Как вам статья?