Что делать, если перевели деньги мошенникам

Пошаговая инструкция, как повысить шанс вернуть деньги, наказать преступников и защититься от них в будущем

Шаг 1. Сообщите в банк — как можно скорее

По данным Т⁠-⁠Защиты, мошенникам хватает 30 минут, чтобы перевести украденное на подставные счета и скрыться от следствия. Поэтому чем быстрее вы предупредите банк, тем выше шанс остановить перевод и вернуть деньги.

Если клиент назвал мошенникам пароли и коды из СМС, сотрудники банка помогут обновить данные для входа в личный кабинет и перевыпустить все карты. Это помешает преступникам оформить на жертву кредиты или досрочно закрыть вклады.

После жалобы счета мошенников заблокируют, а их реквизиты попадут в специальную базу Банка России — на них больше не смогут перевести деньги.

Что за база Банка России

Что делать. Свяжитесь с банком через чат поддержки или по официальному номеру. Подробно расскажите о ситуации: когда все произошло, что вам говорили, на какие реквизиты просили перевести деньги и сколько украли. Попросите зафиксировать мошенничество и заблокировать карты, данные которых могли оказаться у преступников.

Телефон горячей линии Т⁠-⁠Банка — 8 800 333‑33‑33.

Шаг 2. Заблокируйте номер мошенников

Если мошенник связался с вами по телефону, сообщите об этом мобильному оператору. Чтобы понять, какой именно компании принадлежит номер, просто введите «код оператора» и сам код в любом поисковике. Сотрудники проверят информацию и при необходимости отключат подозрительную сим⁠-⁠карту, а данные ее владельца передадут полиции.

Что делать. Позвоните в поддержку по официальному номеру:

Подробно опишите разговор с мошенником: кем он представился, что говорил и просил сделать. Это поможет оператору соотнести вашу жалобу с другими и внести абонента во внутренний черный список.

Шаг 3. Подайте заявление в полицию

По заявлению потерпевшего сотрудники МВД обязаны провести расследование. Чем больше деталей предоставите, тем выше шанс найти преступников.

Что делать. Подайте заявление в ближайшем отделении полиции или на сайте МВД. Чтобы отправить обращение онлайн, выберите на странице подразделение «Министерство внутренних дел РФ» и в свободной форме расскажите, как и когда столкнулись с мошенничеством.

В заявлении обязательно укажите свои данные, чтобы с вами могли связаться

К заявлению приложите скриншоты переписки с мошенниками, их реквизиты и номера телефонов, а также справку о переводе денег. Ее можно получить в приложении банка. Если вы клиент Т⁠-⁠Банка, на главном экране приложения выберите «Все операции», найдите в списке перевод и нажмите кнопку «Справка».

Обязательно сфотографируйте заявление и попросите талон-уведомление, чтобы следить за ходом дела через сайт ведомства или портал «Мои документы».

Шаг 4. Сообщите о проблеме в Роскомнадзор

Если мошенники украли деньги через поддельный сайт или интернет-магазин, Роскомнадзор может его заблокировать. Это усложнит жизнь преступникам и спасет от обмана других людей.

Что делать. Свяжитесь с Роскомнадзором через общественную приемную на сайте — так получится быстрее всего. Выберите раздел «Сайты в сети Интернет» → «Мошенничество» → «Сформировать обращение в Роскомнадзор».

В среднем Роскомнадзор рассматривает заявление в течение 30 дней

Подробно расскажите, как попали на мошеннический сайт, какую сумму потеряли и почему. Прикрепите к обращению ссылку на поддельную страницу, справку о списании денег, скриншоты сообщений или интернет-рекламы, через которую вы попали на сайт преступников.

Можно ли вернуть деньги, если перевели их мошенникам

По закону банк обязан возместить ущерб лишь в нескольких случаях:

  • сделал перевод получателю из базы данных Банка России и при этом не предупредил клиента, что счет может принадлежать мошенникам, и не задержал операцию на два дня;
  • не предупредил клиента, что операция может проводиться без его добровольного согласия;
  • отправил деньги после того, как клиент сообщил о потере карты или пожаловался на мошенников.

Деньги должны вернуть в течение 30 дней, если перевод был внутри страны, и за 60 — если за рубеж. Чтобы получить компенсацию, клиенту нужно позвонить в банк и подать заявление.

Вернуть деньги сложнее, если человек назвал злоумышленникам данные для входа в личный кабинет банка или настоял на переводе несмотря на предупреждения банка. В этом случае полиция сначала должна поймать предполагаемого преступника, а потом его вину нужно доказать в суде.

Пока суд не признал человека мошенником, пострадавшие не могут рассчитывать на выплату.

Как мошенники воруют деньги: самые опасные схемы обмана

Чтобы заработать, мошенники создают поддельные сайты, выдают себя за сотрудников полиции и банка во время звонка, обещают выгодную подработку, взламывают соцсети и продают несуществующие товары по аномально низким ценам. Разберем основные схемы.

Высокий процент по инвестициям. Людям предлагают вложиться в уникальный инвестиционный проект и получать доход до 250% в месяц. На деле зарабатывают только мошенники. Как распознать обман в сфере инвестиций, разобрали в отдельной статье.

Выгодная подработка. Мошенники обещают платить до 10 000 ₽ в день за простую работу: писать отзывы о товарах на маркетплейсах, смотреть видео, публиковать вакансии на карьерных сайтах. Деньги выманивают под разными предлогами: например, предлагают сделать карту для зарплаты или пройти платное обучение.

Просят взаймы от лица близких. Злоумышленники взламывают аккаунт человека в соцсетях и рассылают его знакомым сообщения с просьбой одолжить денег. Чтобы все выглядело убедительнее, иногда мошенники подделывают голосовые и видеокружочки с помощью нейросетей.

Как защитить соцсети и мессенджеры от взлома, читайте в нашей инструкции.

Продажа товаров на сайтах объявлений. Чтобы привлечь больше потенциальных жертв, мошенники занижают цены. Например, продают последнюю модель Айфона за 5 000 ₽. Если человек заинтересовался, его просят внести аванс — иначе якобы отдадут смартфон кому⁠-⁠то еще.

Иногда злоумышленники отправляют ссылку на поддельную форму оплаты, чтобы вместе с деньгами украсть данные для входа в приложение банка.

Оплата через поддельные QR⁠-⁠коды. Преступники незаметно подменяют QR⁠-⁠коды для чаевых в кафе и ресторанах. Когда человек хочет отблагодарить официанта, он сканирует фейковый код, попадает на поддельную форму оплаты и переводит деньги злоумышленникам.

Это только одна из уловок. Как еще обманывают с помощью поддельных QR⁠-⁠кодов, читайте в отдельном материале.

Перевод денег на «безопасный» счет. Мошенники звонят от имени банка или силовых ведомств и говорят, что деньги жертвы в опасности: якобы кто⁠-⁠то взломал банковский счет и сейчас пытается украсть все накопления, а чтобы помешать преступникам, нужно временно перевести сбережения в «безопасную» ячейку.

Скидки на поддельных сайтах. Мошенники копируют известные интернет-магазины, заманивают на них через онлайн-рекламу и устраивают распродажи. Например, предлагают кофемашину по цене втрое ниже рыночной. Если человек оплачивает покупку на поддельном сайте, деньги попадают на счет преступников.

Все услуги, которые помогают защитить клиентов Т⁠-⁠Банка от мошенничества, собрали в разделе «Безопасность». Он доступен в приложениях на iOS версии 6.22 и выше, на Android версии 6.19 и выше. Если в вашем приложении нет раздела «Безопасность», его нужно обновить. Для этого воспользуйтесь инструкцией.

Оформите карту Black

С бесплатной доставкой — куда скажете

Как вам статья?