Рынок облигаций
Что сейчас происходит на рынке
ОФЗ: период ожидания затянулся
Юрий Тулинов, глава аналитики по рынку облигаций
Двухлетние ОФЗ во второй половине 2025 года так и не смогли выйти из диапазона 13—15%, а десятилетние — из коридора 13,5—15,5%. Даже успешное и относительно комфортное выполнение Минфином масштабного плана заимствований на 2025 год (6,98 трлн рублей привлеченных средств) не стало триггером для ралли на рынке гособлигаций в конце года.
Сначала настроения инвесторов охладило крайне осторожное снижение ключевой ставки на заседании Банка России 20 декабря (−50 б. п.). Затем фокус сместился на череду трудно интерпретируемых геополитических новостей и неожиданно высокий инфляционный принт в начале 2026 года (+1,26% за период 1–12 января).
На первичном рынке январь также прошел в вялом режиме: на двух дебютных аукционах 14 января Минфин привлек лишь 73 млрд рублей — существенно ниже целевого темпа заимствований на год, предполагающего около 110 млрд рублей в неделю.
Доходности ОФЗ со сроком погашения 6—12 лет остаются максимальными точками на кривой.
Несмотря на сохраняющийся большой потенциал для дальнейшего снижения ключевой ставки Банка России, кривая ОФЗ не принимает «каноническую» для таких фаз форму — инвертированную, при которой доходности коротких выпусков превышают доходности длинных.
Юрий Тулинов, глава аналитики по рынку облигаций
Мы полагаем, что во второй половине 2025 года средства от погашения выпусков ОФЗ (0,96 трлн рублей) в значительной степени реинвестировались в более короткие бумаги, способствуя снижению их доходностей. При этом выпуски на среднем и длинном участках кривой оставались под давлением устойчиво высокого предложения нового долга на первичном рынке, практически вне зависимости от рыночной конъюнктуры.
На текущий момент, исходя из аукционного профиля Минфина, ОФЗ со сроком погашения 6—10 лет выглядят более «защитным» сегментом для инвесторов.
По состоянию на 22 января объем потенциального предложения новых выпусков этой срочности составляет всего 36 млрд рублей. Для сравнения: на участке кривой 10—15 лет аналогичный показатель достигает 1,9 трлн рублей, что указывает на существенно более высокое предложение и, как следствие, повышенное давление на доходности.
На долгосрочном горизонте
Длинные ОФЗ остаются наиболее эффективным инструментом для игры на продолжение цикла снижения ключевой ставки с потенциальной совокупной доходностью инвестиций свыше 30% на горизонте ближайших 12 месяцев.
В более короткой перспективе
Позитив для долгового рынка просматривается скорее ближе к марту, а не в январе–феврале. К этому моменту Банк России сможет в полной мере оценить инфляционные эффекты от повышения ставки НДС и, вероятно, будет чувствовать себя увереннее в обсуждении дальнейшего снижения ключевой ставки. Дополнительным фактором поддержки станет поступление более 900 млрд рублей в виде купонных выплат и погашений ОФЗ.
Юрий Тулинов, глава аналитики по рынку облигаций
В текущих условиях мы считаем наиболее интересными не самые длинные выпуски
Корпоративные облигации: фиксируем длинные доходности
Начало 2026 года дало понять, что как минимум ближайшие месяцы будут оставаться напряженными с точки зрения геополитической повестки. Повышение градуса на международной арене в моменте ведет к очередному витку неопределенности.
За прошедший год число уникальных эмитентов, допустивших дефолт по облигациям, превысило значения последних нескольких лет. Больше их было только в 2017 году, который пришелся на пик борьбы Банка России с сомнительными компаниями финансового сектора.
Несмотря на это, процесс в ушедшем году не стал каскадным. Он был сфокусирован на эмитентах со слабыми кредитными метриками, большинство из которых имели низкую рейтинговую оценку.
Конечно, это повлекло за собой колебания во многих облигациях эмитентов второго и третьего эшелона, к кредитным метрикам которых были серьезные вопросы. Как следствие, значительно расширились
Сейчас рынок пристально следит за исполнением обязательств такими эмитентами. Это напрямую определяет доступность рефинансирования для более широкого рынка и, как следствие, их кредитную оценку.
Сергей Колбанов, аналитик долговых рынков
Исходя из этого, в ближайшей перспективе портфель облигаций целесообразно формировать из бумаг надежных эмитентов с сильными кредитными метриками.
Пока еще такие облигации дают зафиксировать высокие доходности относительно исторической ретроспективы.
Будущая траектория ключевой ставки становится более прозрачной:
Это отражается и в сужении спредов в доходностях корпоративных облигаций разных временных групп.
В отсутствие шоков для рынка уже в конце первого — начале второго квартала этот спред может стать минимальным или вовсе схлопнуться. А итогом всего цикла должен стать возврат кривой доходностей в нормальное состояние.
Даже при рассмотрении сценариев с рисками, в том числе со стороны геополитики, устойчивый рост ставок выглядит маловероятным, а отдельные негативные сценарии и вовсе могут лишь ускорить их снижение.
Сергей Колбанов, аналитик долговых рынков
Исходя из этого, предпочтение сейчас целесообразно отдавать длинным корпоративным облигациям с фиксированным купоном. А для максимизации доходности итогового портфеля к более активным покупкам стоит переходить в периоды нестабильности на рынке, которые могут происходить в первом квартале, учитывая, например, шаткий старт года в сегменте ОФЗ.
При этом упор стоит делать на эмитентов с устойчивым финансовым положением.
Их облигации позволяют фиксировать все еще высокие доходности на длинный срок, чего не могут обеспечить альтернативные инструменты.
А вот облигации с плавающим купоном становятся все менее актуальными в текущих условиях. При моделировании доходностей кратко-, средне- и долгосрочной группы флоатеров, исходя из нашего прогноза динамики ключевой ставки, мы почти всегда получаем более низкие значения YTM (доходность к погашению), чем по аналогичным по сроку бумагам с фиксированным купоном.
Исключения, которые стоит рассмотреть для добавления в портфель:
✓ отдельные выпуски, в которых эффективная премия остается расширенной;
✓ короткие бумаги, где ставка фиксируется на весь купонный период в зависимости от референсной на начало периода, а не рассчитывается по среднему ее значению за период.
Эффективная премия отражает аннуализированную (приведенную в годовое выражение) величину надбавки к референсной ставке с учетом базовой премии, текущей стоимости бумаги, срока до погашения и частоты выплаты купонов.
В случае реализации нашего сценария по траектории ключевой ставки указанные выпуски принесут инвесторам доходности, равные доходностям бумаг с фиксированным купоном аналогичной рейтинговой группы или опережающие их.
Дополнительно они дают защиту от рисков затяжного периода высоких ставок, что нельзя исключить полностью из-за нового витка роста неопределенности.
Валютные облигации: диверсификация и потенциальная доходность
Прошедший год выдался не самым удачным для валютных облигаций, на что повлиял неожиданно окрепший рубль.
Однако активность эмитентов выросла в разы:
Размещения в юанях
По номиналу увеличились практически вдвое (во многом за счет выпусков Минфина), достигнув 83 млрд юаней;
Размещения в долларах
По номиналу выросли практически в девять раз, до $12,8 млрд.
Ранее мы отмечали снижение зависимости валютных доходностей от рублевых ставок. Несмотря на это, данная компонента все еще остается самой весомой в ценообразовании квазивалютных выпусков.
Вторым по важности компонентом для ценообразования валютных облигаций выступают ожидания по ослаблению национальной валюты на горизонте 12 месяцев. Во многом именно они определяли повышенный интерес к этому типу облигаций, что позволило эмитентам повысить объемы размещений.
Высокая премия за потенциальное ослабление рубля все еще заложена в цену валютных выпусков, а доходности большинства групп облигаций постепенно снижаются. Сейчас картина доходностей на рынке квазивалютного долга выглядит так:
5,4% годовых
Ликвидные замещающие облигации Минфина с дюрацией до четырех лет
6,6% годовых
Длинные и менее ликвидные госвыпуски
6—8% годовых
Корпоративные валютные облигации с высоким рейтингом
6% годовых
Еврооблигации на развивающихся рынках
На основе базовых кредитных метрик мы разработали модель, которая позволяет сопоставлять доходность облигаций эмитента с их кредитным качеством. С ее помощью мы еженедельно обновляем карту эмитентов — инструмент, упрощающий выбор надежных валютных выпусков.
Мы не ожидаем большего расширения доходностей на рынке квазивалютных облигаций
Сергей Колбанов, аналитик долговых рынков
Доходности большей части этого сегмента облигаций все еще превосходят аналоги развивающихся рынков. С учетом премии за потенциальное ослабление рубля бумаги могут стать одним из самых привлекательных активов на горизонте 9—18 месяцев.
Потенциал получения привлекательной рублевой доходности остается значительным — в первую очередь
По длинным бумагам
Эффект валютной переоценки будет слишком размытым.
Короткие бумаги
Учитывая ожидания неспешного роста курса, вероятно, принесут доходность ниже обычных коротких рублевых выпусков.
Таким образом, добавление среднесрочных валютных облигаций в портфель выглядит рациональным решением.
В целом локальные валютные облигации остаются адекватным инструментом для диверсификации и снижения валютного риска в текущих рыночных условиях.
Читайте остальные части стратегии:
Стратегию подготовили
Софья Донец
Главный экономист
Юрий Тулинов
Глава аналитики по рынку облигаций
Марьяна Лазаричева
Глава аналитики по рынку акций