9 декабря 2025
EUTR давайте сухо и по делу, друзья.
Будет набор фактов, который влияет на принятие решений и, как следствие, обьясняет (вероятно, но скорее всего) отсутствие реакции рынка на дивидендную привлекательность актива и на казалось бы "замечательную" новость об обратном выкупе, обещающим несколько иксов к текущим ценам.
Начну с потребительского. Заправки хорошие. Кафе тоже. Два раза заезжал на зарядку - цена можно сказать чуть ниже рынка, по 19.8 заряжают. Очень вкусный медовый раф. 429 руб. Дорого.
Очереди на электрозарядку не видел ни разу - постоянно свободно на любой заправке. Конечно, нет у нас столько электромобилей. Хотя МЭР и прогнозирует рост на 20% в год, а с другой стороны закручивает гайки. Это цифры с потолка на мой взгляд.
Как вывод - планируемое оснащение всех станций инфраструктурой электрозарядки вряд ли в состоянии значительно увеличить выручку. Несмотря на высокую маржинальность отрасли для существенного прироста ЕБИТДы должен быть постоянно возрастающий поток клиентов. Которого скорее всего не будет, несмотря на то, что число клиентов Евротранса возросло почти втрое по сравнению с прошлым годом. Доля электропроекта в структуре выручки составляет всего 7%.
Про фабрику-кухню, думаю, можно даже не говорить. Она существует скорее для полноты картины на заправках, а вот зачем делать полноценные рестораны-столовые на них - непонятно. Выручка с магазинов и фаст-фуда тоже выросла на 28%, а вот за счет чего - это вопрос. Я ни разу не видел, чтобы кто-то покупал какие-то товары на заправках. Разово может что-то и возьмут, но это не Ашан и не Озон. В условиях падения потребительского спроса и высокой все еще ключевой ставки тоже вряд ли это направление способно существенно расти.
Одна из долгосрочных перспектив компании, о котором почему-то мало кто говорит - развитие ветрогенерации и использование солнечной энергии. Пока оно в зачаточном состоянии, оценивать можно разве что вливания в него с непредсказуемым результатом. Вероятно речь идет об электрозарядке от солнца и ветра без входящих трат на производство энергии, тогда привет 7% выручки минус Бог знает сколько трат на запуск проекта. Есть, кстати, и вторая такая же перспектива - газовые заправки. О них вообще не будем говорить.
Едем дальше. Основной источник выручки - оптовая продажа нефтепродуктов. Бизнес крайне низкомаржинален и подвержен высокой конкуренции.
В официальной презентации менеджмент указывает на то, что развивать оптовое направление не собирается. Оно и понятно - большого финансового смысла нет. Но если отвалятся якорные клиенты - ущерб будет огромным. Число и наименования своих оптовых клиентов компания не раскрывает (что в общем-то может и правильно), но где-то я раскопал информацию, что 70-80% обьема берет всего 3 компании (на правду тут не претендую). Но если это так, то это сеет относительное зерно сомнения в будущей стабильности всего направления.
Относительно высокомаржинально же как раз то, что требует больших возвратных издержек, а развитие и обслуживание данного направления - розничных заправок с кафе и магазинами - требует существенных затрат. Получается своего рода патовая ситуация - компания имеет определенную диверсификацию бизнеса, но сама себя загнала в угол по перспективам.
Переходим к главному. Основному оценочному показателю данной конторы - DEBT/EBITDA, равному 2,5. Задумайтесь, что это означает. А означает это то, что при текущем уровне операционной прибыли компания погасит свой дичайший долг, включая лизинг (все АЗС у компании в лизинге), через 2,5 года. Тут и подбираемся к выкупу фрифлоатных акций по 350 руб. Откуда контора возьмет деньги? Да очень просто - привлечет красивыми презентациями инвесторов и выдаст облигации на N млрд руб. Ну или любым иным подобным путем.
Не стоит забывать, что и облигаций в обращении 8 выпусков. Их тоже надо гасить. Погасят, деньги еще остались )) И даже дивы дадут.
Что скажете? Я держу позицию, но если бы дошел до такого разбора раньше, то по 250 и 180 бы точно не брал.