14 июня 2025
Как дела у Контрол Лизинга?
Никогда не держал бумаг этого эмитента, но по просьбам подписчиков решил внимательно посмотреть на его отчетность и тенденции. Анализировать деятельность эмитента достаточно сложно по ряду причин, но попробуем разобраться.
Кредитный рейтинг эмитента - ВВ+ от Эксперт РА со стабильным прогнозом (февраль 2025г.). Ранее прогноз был позитивным, то есть РА прогноз в этом году ухудшило.
В рэнкинге лизинговых компаний за 2024г., эмитент потерял 9 позиций и переместился на 27 место по объему нового лизинга.
Основные показатели по РСБУ за 2024г.:
1. Выручка - 10 253 млн. р. (+31,7% к 2023г.);
2. Управленческие расходы - 937 млн. р. (-38% к 2023г.);
3. Операционная прибыль - 8 321 млн. р. (+61% к 2023г.);
4. Проценты к уплате - 7 386 млн. р. (+73% к 2023г.);
5. Чистая прибыль - 82 млн. р. (-90% к 2023г.);
6. ЧИЛ - 27 669 млн. р. (-22% за 2024г.);
7. Денежные средства - 263 млн. р. (-8% за 2024г.);
8. Доходные вложения (транспорт) - 8 267 млн. р. (рост более чем в 9 раз за 2024г.);
9. Долгосрочные КиЗ - 26 317 млн. р. (-1,5% за 2024г.);
10. Краткосрочные КиЗ - 11 920 млн. р. (-2,1% за 2024г.);
11. Общая сумма долга по КиЗ - 38 237 млн. р. (-1,7% за 2024г.);
12. Собственный капитал - 2 302 млн. р. (+3,7% за 2024г.).
Отчетность эмитента по РСБУ представлена мягко говоря в непрозрачном виде. Пришлось внимательно читать пояснительную записку, чтобы понять какая сумма Чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ) имеется на балансе эмитента. Никакой информации об изъятиях имущества у должников в отчетности я не нашел, хотя у других лизинговых компаний это раскрывается.
Что такое доходные вложения в транспортные средства на сумму 8 млрд. р. не понятно. Строка в балансе есть, а в пояснительной записке не расшифровано, что это за транспорт и почему не передан лизингополучателям. Имея на балансе ЧИЛ в сумме 27,6 млрд. р., который копился несколько лет, эмитент на начало года отразил на балансе наличие транспортных средств на сумму более 8 млрд. Возможно это имущество появилось в рамках крупного контракта с Монополией, но в итоге за 3 мес. 2025г. сумма доходного имущества в виде транспортных средств на балансе снизилась всего на 1,5 млрд р. и на 01.04.25г. составила 6,6 млрд. р.
Судя по отчетности, в 2024г. эмитент продемонстрировал заметный рост выручки и сильное снижение управленческих расходов, что привело к росту операционной прибыли на 61%. (см. пп. 1-3).
✅ Глянул на управленческие расходы, там снижение расходов на оплату труда в связи с сокращением персонала на 15%, плюс резкое снижение командировочных расходов на 182 млн. р. (-92% к 2023г.) и резкое снижение рекламных и представительских расходов на 375 млн. р. (-85% к 2023г.). Гипотезы о том, как удалось снизить командировочные и представительские более чем на 550 млн. выдвигать не буду.
Не смотря на сильный рост операционной прибыли, вся эта прибыль была съедена процентными расходами по обслуживанию долга, которые выросли на 73%. Поэтому чистая прибыль снизилась за 2024г. в 10 раз (см. пп. 3-5).
♦️ ЧИЛ за 2024г. снизился на 22% и его сумма на 10 млрд. меньше, чем сумма чистого долга. Даже если к ЧИЛ добавить загадочные доходные вложения в транспорт на сумму 8 млрд. р., все равно баланс не бьется, долгов слишком много, а активов, которые должны генерировать денежный поток для облуживания долга, маловато.
Отдельно хотелось бы отметить, что деятельность эмитента нельзя рассматривать отдельно от ситуации с другими бизнесами бенефициара и директора компании Жарницкого М.Я.
Контрольный пакет ООО Контрол Лизинг (92% доли) принадлежит компании АО ГИЛК (Городская инновационно-лизинговая компания), конечным бенефициаром которой является Жарницкий М.Я. Этот пакет заложен в качестве обеспечения по кредитам, полученным в ПСБ (Промсвязьбанк).
Продолжение статьи с выводами есть на канале, здесь не помещается.
RU000A1086N2 RU000A106T85