Самолет $SMLT – взлетит или разобьется под тяжестью долгов
?
Сегодня хочу поговорить о компании, которая в последнее время вызывает много споров — ГК «Самолет». Этот девелопер то взлетает до небес, то камнем падает вниз. Давайте разберемся, что там происходит на самом деле.
🛬 Долговая нагрузка: впечатляющий рост... в минус
Начнем с главного — с долгов. И тут, ребята, цифры просто космические. За последние 5 лет долг компании вырос с 16,2 млрд до 512,5 млрд рублей! Это рост на 3000% или в 31 раз. Средний годовой рост долга — 150,4%. Вдумайтесь в эти цифры!
С такой динамикой, сразу вспоминаю поговорку:
«Если ты должен банку миллион — это твоя проблема. Если ты должен банку миллиард — это проблема банка».
В случае с Самолетом, похоже, это уже проблема всей финансовой системы.
Региональная экспансия: амбиции vs реальность
🔻 Компания активно выходит в регионы, но этот процесс сопряжен с еще большим ростом долга. Как говорится, аппетит приходит во время еды, а долги — во время экспансии.
🔻 При этом после отмены льготных ипотечных программ и роста ключевой ставки ЦБ до 21%, спрос на ипотеку кардинально снизился. За 2024 год объем ипотечных кредитов в России сократился на 43% год к году, до 1,15 млн. А ведь 75% контрактов Самолета заключается именно с участием ипотечных средств!
🪄 Дочка-выручалочка
В феврале акции Самолета взлетели на 9% после публикации сильных результатов дочерней структуры — Самолет Плюс. Эта компания специализируется на сервисных решениях в сфере недвижимости и показала рост выручки в 6,7 раза, до 7,9 млрд рублей.
Число агентов в системе выросло на 19%, до 13,6 тыс., а общее количество пользователей достигло 37,8 тыс. Самое главное — сервис вышел на операционную безубыточность, а основной долг удалось сократить с 10 млрд до 800 млн рублей.
Летом 2024 года Самолет Плюс даже провел предварительное IPO на Московской бирже. Похоже, материнская компания пытается диверсифицировать бизнес и найти новые источники дохода.
❓ Что ждет Самолет в 2025 году?
Несмотря на все проблемы, компания продолжает показывать операционный рост. За 9 месяцев 2024 года объем продаж первичной недвижимости вырос на 25% год к году до 220,9 млрд рублей. Общее количество заключенных контрактов увеличилось на 9% и составило 29,4 тыс.
🟢 Финансовое положение пока остается устойчивым — средства на счетах эскроу увеличились до 407 млрд рублей, а денежные средства и их эквиваленты достигли 25 млрд рублей.
🔴 Но есть и тревожные сигналы. Финансовые расходы практически сравнялись с операционной прибылью: 39,4 млрд рублей против 42,5 млрд рублей. В 3 квартале 2024 года продажи упали почти в 2 раза в квартальном выражении.
Аналитики ожидают, что ЦБ РФ с высокой вероятностью с марта-апреля 2025 года начнет снижать ключевую ставку. По прогнозам, средний уровень ставки в следующем году составит около 15%.
Это может сформировать отложенный спрос на недвижимость во второй половине года, и Самолет как один из лидеров рынка может стать бенефициаром этой ситуации.
🤔 Стоит ли инвестировать?
Акции компании в моменте выглядят одними из самых недооцененных на российском фондовом рынке. По мультипликатору P/E бумага торгуется на уровне 3,6х, а по EV/EBITDA — около 1,6х.
Котировки вернулись на уровень весны 2021 года, после чего, напомню, начался бурный рост капитализации Самолета, которая в течение нескольких месяцев подскочила в 4 раза!
📈 Целевая цена по акции Самолета в годовом горизонте — 1232 рублей, что предполагает потенциал роста около 10% от текущих уровней.
Иинвестиция сопряжена с риском. Это как игра в казино, где на кону стоит будущее всего сектора недвижимости. Если ставка ЦБ начнет снижаться, Самолет может взлететь. Если нет — может и разбиться под тяжестью долгов.
✍️ А вы что думаете о перспективах Самолета? Делитесь в комментариях!
P.S. кажется, в моем канале одни инвесторы Татнефти, которых калачом не заманишь на кворум. Ваш голос определит следующую компанию на разбор. Так что не стесняемся и голосуем в опросе.