30 апреля 2025
Монополия: платформенная модель работает
☝️ В начале октября прошлого года мы подробно разбирали бизнес и анализировали Монополию в контексте их дебютного выпуска облигаций. Тогда было много вопросов: стоит ли доверять новому игроку, справится ли бизнес со сложностями отрасли? К слову, бонд на 3 млрд рублей успешно разместили.
⏳ С тех пор прошло полгода, и сегодня компания опубликовала финансовые результаты за 2024 год, на базе чего можно сделать выводы, насколько реальность совпала с обещаниями менеджмента.
🚚 Кратко напомню, Монополия - цифровая платформа, связывающая грузовладельцев и сторонних перевозчиков, предлагая комплекс сервисов: от поиска груза до оплаты, страхования и даже заправки транспорта. Сильная сторона Монополии — устойчивость asset-light модели, позволяющая масштабироваться без серьезных капитальных затрат. Слабая сторона — пока довольно высокая долговая нагрузка, но компания уже работает над ее снижением через продажу парка и развитие сети сторонних перевозчиков.
☝️ Да, грузоперевозки не самый гламурный сектор, как IT, и раньше инвесторы здесь редко искали инновации. Но мир меняется, сейчас каждая успешная цифровая платформа по перестройке рынков привлекает внимание. Скажем спасибо маркетплейсам, которые и задали этот тренд.
📝 Ну слова словами, а о чем нам говорят цифры по итогам 2024 года?
🧐 Несмотря на сложную экономическую ситуацию, при которой многие представители секторов промышленности и торговли затягивали пояса, бизнес Монополии чувствует себя достаточно уверенно. За год число клиентов выросло на 45,9% г/г до 5,5 тыс., а количество транспортных средств на 41,6% до 30,8 тыс. шт. Одновременно с этим, увеличилось и число грузовладельцев до 1,6 тыс. (+21,4% г/г).
📈 Финансовые результаты тоже демонстрируют двузначные темпы роста, выручка превысила 60 млрд руб., увеличившись на 15% г/г. Основную часть доходов уже генерирует сегмент asset-light с долей в 83%.
☝️ Рост выручки был обеспечен, как писал выше, за счет активного развития “легких” (asset-light) направлений бизнеса, таких как сегмент “Монополия Бизнес” (перевозки с помощью водителей-предпринимателей) и “Монополия Грузы” (перевозки через сторонних перевозчиков). Особенно выделился первый сегмент, показавший рост на 75% г/г. Это свидетельствует о растущем спросе со стороны рынка на гибкие модели сотрудничества, где компания предоставляет не транспорт, а инструменты и инфраструктуру для эффективной работы участников.
✔️ При этом валовая прибыль в абсолютном выражении сократилась по сравнению с прошлым годом — с 5,2 до 4,4 млрд руб. Причина — слабая динамика сегмента перевозок собственным парком, на который негативно повлияли падение рыночных тарифов и стратегический сдвиг фокуса в сторону платформенной модели. Но важно, что структура прибыли меняется: “легкие” сегменты уже формируют 80% валовой прибыли, и именно они продолжают расти (в 2024 году рост валовой этих сегментов составил 54% относительно прошлого года). Это долгосрочно усиливает бизнес, снижает капзатраты и делает модель более устойчивой к колебаниям рынка.
💰 И мы видим интерес к бизнесу не только со стороны потенциальных клиентов и партнеров, но также и со стороны инвесторов. Успешное размещение дебютного выпуска облигаций зимой правильный сигнал: инвесторы верят в модель. И это подтверждается также интересом со стороны крупных институциональных игроков – компания сообщила о скором закрытии инвест раунда.
📊 Сам рынок цифровых грузовых перевозок в России очень перспективен, но пока мало кто это видит. Если сейчас его объем 183 млрд руб., то к 2028 году ожидается трехкратный рост. Да, пока это все планы и прогнозы, но у нас хотя бы есть один публичный представитель сектора, за которым можно наблюдать.
📌 Резюмируя, бизнес Монополии — это пример технологической трансформации тяжелой отрасли, которая долгое время считалась консервативной. Да, путь не будет быстрым. Но тренды, цифры и растущий интерес со стороны партнеров и инвесторов говорят сами за себя.
#investokrat