8 декабря 2025
Как выбрать акции?
Лично мне, близок классический подход value and income.
“Дедом” данного подхода можно назвать Бенджамина Грэма, которые изобрел Value Investing (стоимостное инвестирование). По мнению Грэма, рыночная стоимость не всегда отражает фактическое состояние дел в компании. Суть следующая: инвестор должен оценить внутреннюю стоимость компании исходя из стоимости активов и прибыли, а затем сравнить её с рыночной стоимостью. Если таким образом удалось обнаружить гэп (пробел), то компанию можно добавить в портфель и держать до тех пор, пока внутренняя и рыночная стоимость не выровняются.
С течением времени стоимостное инвестирование пережило ряд трансформаций, которые превратили его в Value and Income:
Во-первых, если Грэм концентрировался на компаниях, испытывающих временные трудности, но обладающих сильными материальными активами, то уже Баффет (ученик Грэма), выбирал компании с бессмертными бизнес-моделями, которые могут расти едва ли не бесконечно (Coca-cola, Wal-mart, American Express).
Во-вторых, если компания находится в устойчивом финансовом состоянии, то она естественным образом генерирует сверхприбыль, которую можно вернуть акционерам в виде дивидендов. Если нам нужно держать бумагу годами, то пускай она создает денежный поток, который можно пустить на покупку дополнительных акций.
В общем и целом, можно ещё долго говорить про принципы этого подхода, но сформулируем основную идею, как “найти недооцененные рынком компании, которые устойчиво и регулярно выплачивают дивиденды в объеме выше среднего по рынку”. Если хотите углубиться в вопрос, то можете почитать Грэма “Разумный инвестор”, письма акционерам Berkshire Hathaway Баффета и Линча “Переиграть Уолл-стрит”.
Так как же этот подход применяется на российском рынке? Да в целом очень даже хорошо. Вспоминаем особенности российского рынка акций: низкий p/e, высокие дивиденды, бизнес-модель связана с добычей природных ресурсов.
Ну и сформируем принципы выбора компаний на российском рынке:
1. “Железная” и понятная бизнес-модель. Чем проще и старше бизнес-модель компании, тем более вероятно, что она продолжит существовать и в дальнейшем. Золото было нужно человечеству 2000 лет назад, нужно сегодня и будет нужно ещё через 2000 лет. Про IT, диптех, авиакомпании и т.д. даже говорить не будем.
2. Экспортная ориентация бизнес. Если компания продает свои товары заграницу, то у неё есть встроенная защита от падения курса рубля. Хотя сейчас курс и укрепился, но в общей картине есть устойчивый тренд на его снижение.
3. Наличие конкурентного преимущества. Если у компании есть крупнейшее золоторудное месторождение в мире (см. PLZL) , то это хорошее конкурентное преимущество. Если компания продает продукты по фиксированным ценам, но вынуждена их повышать, то это плохое конкурентное преимущество (см. FIXR).
4. Чем дольше компания на бирже, тем лучше. Да, российской бирже всего 30 с небольшим, но за это время нас уже потрясло на кризисе доткомов, мировом кризисе 2008, ковиде, событиях 2014 и 2022. Мы легко можем проследить, как компании справлялись с кризисами. Соответственно IPO - слишком высокие риски при сомнительных перспективах.
5. Уверенные дивиденды. Если компания не платит дивиденды на российском рынке, то она не уважает своих акционеров. Дополнительный “+” можно поставить компаниям, которые сохранили выплаты в 2022 году. Компании, которые сохранили их ещё и на прежнем уровне (см. SIBN) вообще должны занимать отдельное место в сердечке.
6. Наличие политической крыши. Обязательный критерий для российского бизнеса. Не столько из-за возможного «рекета», сколько для защиты от экспортных пошлин, изъятия сверхприбылей и лоббирования законодательных нововведений. Опять же лучший пример - Игорь Иванович Сечин (CEO ROSN)