$MTLR Добыча угля в 2024 году
В 2024 году в России добыли 443,5 млн т угля, на 1,3% больше, чем годом ранее. Вице-премьер Александр Новаков привёл данные в колонке в журнале «Энергетическая политика».
Первое место среди добывающих регионов традиционно занял Кузбасс. В области получили 198,4 млн т угля. В годовом выражении объём сократился на 7,3%.
На второе место в рейтинге впервые вырвалась Якутия. Добыча ископаемого там выросла сразу на 28%, до 49,4 млн т. Так, Республика Саха стала лидером среди дальневосточных регионов.
Положительную динамику во многом обеспечило развитие Эльгинского месторождения. По прогнозам, озвученным представителями компании «Эльгауголь» на форуме «Золотой век Якутии», в 2024 году производство должно было вырасти на треть — до 28 млн т.

Красноярский край, который традиционно входит в топ-5 российских регионов по угледобыче, пока подвёл только предварительные итоги 2024 года. На сессии в Законодательном собрании, прошедшей в начале декабря, заявили, что недропользователи должны извлечь около 36 млн т ископаемого (+6 млн т год к году).
Кроме того, известны результаты угольных компаний Хабаровского края (10,35 млн т на 20 декабря 2024-го), Ростовской (5 млн т) и Амурской областей (4,44 млн т). Предприятия первого региона смогли повысить объём на 8,8%, двух других — напротив, снизили на 5,7 и 0,48% соответственно.
Экспорт российского угля в 2024 году
Экспорт твёрдого топлива продолжает падать третий год подряд. По данным доклада вице-премьера Александра Новака в журнале «Энергетическая политика», в 2024 году из России экспортировали 196,2 млн т угля.
Несколько иные данные представлены в обзоре агентства Argus, с которым ознакомилось издание «Ведомости», — 195 млн т. Это на 8% меньше, чем в позапрошлом году.
В частности, аналитики выяснили, что существеннее всего снизились отгрузки угля в Китай, Турцию и Южную Корею.
Из Кемеровской области на экспорт направили 102 млн т сырья (-10,4% год к году): из них 53,6 млн т пришлось на транспортировку в восточном направлении, 48,4 млн т — в западном направлении. Последнее просело значительнее всего, а именно на 20,8%.

Известно, что угольным компаниям Кузбасса не удалось выполнить экспорт в страны АТР в полном объёме, заявленном в соглашении с РЖД. Реальные цифры оказались на 500 тыс. т ниже.
Предприятия Якутии, напротив, отправили по железным дорогам все утверждённые на год вагоны с углём — 26,4 млн т.
Также известна статистика от экспортёров Ростовской области: в прошлом году те направили в Турцию, страны Юго-Восточной Азии и Северной Африки 1,5 млн т угля. В годовом выражении объём поставок вырос практически на четверть.
Экспортные цены на российский уголь и выручка отрасли
Независимое агентство топливного рынка NEFT Research подсчитало, что с 2022 года доходность экспортных поставок упала более чем на 8 тыс. рублей с тонны угля. Отрицательная динамика обусловлена снижением цен на мировых рынках и нагрузкой на отрасль со стороны РЖД и логистических компаний.
В 2024 году сырьё достигло минимальной стоимости с начала 2021 года: энергетический уголь — из-за сокращения потребления в Китае и Индии, металлургический уголь — из-за дестабилизации рынка стали.
В своём исследовании аналитики отмечают, что удешевление твёрдого топлива и рост расходов на транспортировку привели к убыточности экспорта энергетического угля (до -35% от цены FOB), коксующегося угля (до -50% от цены FOB) и к обнулению экономики экспорта антрацита.
По данным Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, оборот грузового вагона рабочего парка РЖД в прошлом году составил 20,7 суток, это на 2 суток или 10,6% больше, чем в 2023 году.

Перевозить грузы стало не только дольше, но и дороже из-за отмены понижающих коэффициентов РЖД (0,4 или скидка 60% и 0,895 или скидка 10,5%, которые действовали до середины 2022 года), повышения ставки аренды полувагонов, колебаний стоимости перевалки в портах и временной экспортной пошлины.
В частнос