Конкуренция или монополия
Когда нужно выбрать компании для вложений или просто назвать лидеров рынка, то нет никакой конкуренции:
Facebook, Google и Tencent контролируют около 73% рынка соц. сетей и площадок с контентом. Google и Microsoft = 97% поиска в Интернете. Apple и Google = 100% магазинов для мобильных приложений. Отчасти это из-за специфики отрасли. Но в других сферах похоже - платёжные системы, потребительские товары, напитки. 🥤
Если не рассматривать монополии, созданные административным ресурсом, то компании становятся большими естественным путём, как снежный ком: большие вложения, экономия на масштабе, оптимизация процессов и IT-систем, увеличение количества клиентов и доли рынка и конкуренты уже далеко позади. Некоторые отрасли изначально капиталоёмкие, например авиаперевозки. Но предугадать, кто будет монополистом сложно на ранней стадии развития компании и они также могут обанкротиться или быть куплены как обычные компании. ⚖️
Всегда ли монополии не эффективны по сравнению с той частью рынка, которая в свободной конкуренции? Оказывается монополисты и здесь переигрывают, например, индекс S&P500 на 784% (отобранные компании приведены в приложенной таблице).