🛳 Ормузский пролив и танкерные войны: последний довод аятолл.
Пока иранские парламентарии обсуждают, что Тегеран вполне может попытаться перекрыть Ормузский пролив, мы вспомним, как в Персидском заливе топили корабли и что из этого вышло.
Атаки на нефтяные танкеры - крайняя, но вполне реальная перспектива конфликта на Ближнем Востоке, к которой уже прибегали в 80-е. Правда, Израиль тогда был ни при чём, нефть и акваторию не поделили Иран и Ирак.
Во время Ирано-Иракской войны ни одна из сторон с начала конфликта в 1980 году не смогла добиться решающего преимущества. Тогда в качестве способа добиться преимущества стороны начали целенаправленно атаковать нефтяные суда друг друга - ставка была сделана на подрыв экспортного потенциала противника, ведь именно нефть обеспечивала бюджеты обеих стран.
Ирак начал первым: уже к осени 1984 года его военные атаковали около 40 иранских танкеров. Иран ответил менее избирательно - удары наносились не только по иракским, но и по танкерам других государств региона, включая Кувейт и Саудовскую Аравию.
Флаги судов игнорировались: важнее был маршрут и порт назначения. При этом обе стороны заявляли о закрытии зон Персидского залива для судоходства, но атаки происходили и за пределами этих зон.
Судоходство в регионе стало настолько опасным, что США были вынуждены направить флот для конвоирования танкеров, после чего риски снизились.
К слову, от морской мины, неизвестно чьей именно, пострадал даже советский танкер "Маршал Чуйков", подорвавшийся в 1987 году. Судно не затонуло и до сих пор числится в торговом флоте.
Всего в период "танкерной войны" зафиксировано 451 атака: 283 со стороны Ирака и 168 - Ирана.
Основной целью оставались танкеры, правда, эффективностью удары не особенно отличались: из 340 повреждённых судов утонуло лишь 11, но потери среди экипажей достигли более 300 человек.
Интересно, что несмотря на столь масштабные боевые действия в зоне, через которую проходила значительная часть мировых поставок нефти, серьёзного скачка цен не произошло. Напротив, нефтяной рынок постепенно входил в фазу перепроизводства.
Если в 1980 году баррель Brent стоил около $37, то в 1981 - уже $35, в 1982 – $29, а к 1985 - и вовсе менее $27. В современном эквиваленте, если считать в ценах 2025 года, стоимость барреля нефти упала с более чем $115 до менее чем $85.
Рынок реагировал не столько на угрозы поставкам, сколько на растущие запасы и появление новых игроков на рынке, включая страны, наращивавшие добычу вне ОПЕК после нефтяного эмбарго в 1975 году.
Правда, с тех пор возможности по поражению судов явно выросли, поэтому прогнозировать последствия возобновления танкерной войны крайне сложно, но её перспективы пока не выглядят действительно реальными.