$GAZP $NVTK
Представлен концепт-проект российского газовоза для восточной Арктики
В Архангельске на форуме «Судостроение в Арктике» был представлен концепт-проект танкера-газовоза для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) через восточный сектор Северного морского пути (СМП).
💠 Строительство таких судов в настоящее время ведется по иностранным проектам.
Отечественную разработку – проект 10070 представили специалисты Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ) и АО «Атомэнергомаш» (машиностроительный дивизион госкорпорации «Росатом»).
💠 Назначение
Судно проекта 10070 предназначено для круглогодичной транспортировки СПГ по маршрутам СМП в западном и восточном направлении до точек перевалки в районе острова Кильдин в Мурманской области и в бухте Бечевинская на Камчатке. В этих районах по заказу «Новатэка» строятся морские терминалы для перевалки СПГ с танкеров ледового класса на обычные, гораздо более дешёвые в эксплуатации, газовозы.
За счёт высокого ледового класса газовоз проекта 10070 сможет самостоятельно передвигаться в средних по тяжести ледовых условиях навигации. Ледокольное обеспечение планируется использовать только на наиболее сложных участках трассы.
💠 Основные характеристики
Для газовоза проекта 10070 заявлены следующие технические характеристики:
длина – 305 м;
ширина – 50 м;
осадка – 11,95 м;
грузовместимость СПГ – 166,7 тыс. куб. м;
скорость хода – до 21,3 узла;
движители – 3 электрические винторулевые колонки мощностью по 17 МВт;
ледопроходимость на переднем ходу – 1,6-1,8 м;
ледопроходимость на заднем ходе – 2,4-2,5 м;
ледовый класс – Arc8.
💠 Особенности
Форма корпуса газовоза проекта 10070 оптимизирована для движения в сложных ледовых условиях. При этом ледопроходимость кормовой оконечностью выше, чем носовой. Это обеспечивает улучшенные характеристики при движении носом вперед на чистой воде и кормой вперед с тяжёлых льдах.
В качестве источника энергии предлагается использовать отечественные «оморяченные» газотурбинные установки от «ОДК – Сатурн». В качестве топлива планируется использовать СПГ.
Для перевозки СПГ планируется использовать грузосодержащую систему на основе вкладных танков типа «В», изготовленных из композиционного материала.
💠 Платформа для унификации
Интересно, что проект 10070 предлагается использовать в качестве базы для унификации и дальнейшего строительства крупнотоннажных судов других типов. Это могут быть, не только газовозы, но и танкеры, балкеры и контейнеровозы.
Предполагается, что такие суда будут иметь схожие ледовый класс, мореходность, районы плавания, носовые и кормовые оконечности, движительные комплексы.
💠Где строить
Логично возникает и вопрос, где это всё строить. На данный момент крупнотоннажным гражданским судостроением занимается только судостроительный комплекс «Звезда» в г. Большой Камень. Рассматриваются варианты дополнительных площадок, включая петербургскую «Северную верфь» (после завершения модернизации) и сухой док в Севастополе.
💠 Разработчики проекта 10070 предлагают идти дальше и создать ещё одну верфь крупнотоннажного судостроения. В качестве площадки предлагается остров Ягры в Северодвинске Архангельской области.
💠 Предполагается, что при старте проектирования в 2023 году выпустить первое судно новая верфь с возможностью переработки до 500 тыс. тонн металла в год сможет уже в 2025 году.