30 октября 2025
«Рассрочка» — или как я, рассказывая о финансовой грамотности, попалась на финансовую безграмотность
История, которая со мной случилась — и, думаю, с вами могла бы тоже.
И хоть я человек, который учит финансовой грамотности, сама вляпалась как новичок.
В начале октября решили с мужем купить важные для нас вещи: муж, конечно, диван, я — телефон.
Ну, нормальная такая семейная движуха: обновляемся.
Поехали в магазин. Хотели оформить рассрочку, всё по плану. Подходим к кассе, я уже настраиваюсь на оформление, и тут… Муж включает Лунтика: «Ой, паспорт забыл!» 🤦♀️
Думаю: окей. Оплачу с карты, а потом уже у себя в банке оформлю рассрочку — я так уже делала.
Знаю, что комиссия будет, но вроде адекватная. Всё нормально.
Муж забирает диван, я еду в другой магазин — уже за своим телефоном.
Спрашиваю: «А у вас рассрочка есть?»
Отвечают:
— Есть, но только через один конкретный банк. Вам откроют карту, и с неё нужно будет потратить за месяц не меньше 20 000 ₽ и не менее 10 покупок.
Я уже чувствую подвох.
Спрашиваю:
— А кэшбэк есть на этой карте хотя бы?
Продавец:
— Ну… какой-то есть. Но я сам ей пользуюсь и разобраться до конца не могу 🤷♂️
В этот момент мне становится окончательно не по себе): рассрочка — это уже не рассрочка, а просто игра с кучей неизвестных. Ну уж нет. Обойдусь
Вернулась к плану «оформить рассрочку через свой банк». Оплатила телефон, пришла домой, оформила. Всё вроде окей.
Начинаю оформлять дома после оплаты. Смотрю, чем дольше срок, тем больше комиссия.И будто бы есть ощущение, что как-то так обозначено, что комиссия такая будет каждый месяц, но четко непонятно. Помню, что вроде бы она списывается сразу, а не каждый месяц. Я на бегу, дел много, особо не разбираюсь — верю в поддержку. Пишу:
— Подскажите, комиссия по рассрочке списывается один раз или каждый месяц?
Мне чётко отвечают:
— Один раз, при оформлении. Дальше никаких списаний не будет.
Я успокаиваюсь.
Проходит месяц.
Случайно захожу в статистику по платежам — и вижу - должна за рассрочку намного больше, чем думала. На 74 тыс долга 13 тыс комиссия, и это за 6 мес рассрочки
Пишу снова в поддержку. Там уже новый ответ:
— Ой, извините, вам неправильно ответили. Комиссия действительно снимается ежемесячно.
Считаю вручную. Комиссия выходит на 35% годовых 😳 (Кто мешал мне сразу посчитать,, не пойму)))
То есть:
✅ «процентов» нет
🚫 но комиссия делает рассрочку абсолютно невыгодной
Я в этот момент... ну, скажем, очень недипломатично выразилась. Поддержка, конечно, извинилась, пообещала «разобраться с тем, кто дал неверный ответ». Ну да. Очень помогает.
Теперь думаю, как закрыть всё досрочно, чтобы не платить по полной программе Только опять — непонятно - если закрою сейчас — возьмут комиссию только за месяц, которым пользовалась, или за весь срок Ответить чётко никто не может. Обещали вернуться позже с ответом)
Супер, да?
Вывод
1️⃣Если вы думаете, что знаете про услуги своего банка всё —это может измениться в любой момент.
2️⃣То, что раньше было удобно, выгодно и прозрачно —может стать набором уловок, мелкого шрифта и сомнительных «бонусов».
Поэтому
3️⃣Уточняйте все ДО принятия решения (и похоже лучше несколько раз))🤣
4️⃣Если появились малейшие сомнения, доверьтесь своей интуиции, и лучше заколебать несколько операторов поддержки, чем переплачивать там, где можно было сэкономить)
Кстати, слишком часто стала видеть, что рассрочка теперь часто только так называется.Фактически — это переплата, завёрнутая в красивый фантик.
😤 Неприятно. Но факт. Вляпалась
А вы вспоминаете такие же ситуации? Надеюсь, вы не попадались, но если что, пишите. Только давайте не в духе, кто виноват (а то нам тут во все тяжкие можно пуститься), а стараемся все же найти выход из ситуации себе и ближним. Лучше в тему «Чтобы мы на вашем опыте не попадались - на что обратить внимание? «😅
#финансовая_грамотность
П.С. Я работала в банке и понимаю, что для банка это всегда кредит, но не 35 же %😁 и деньги списались с кредитки, но, конечно, без беспроцентного периода. И в этом главная моя ошибка