Что нужно, чтобы хорошо предсказывать будущее
?
Этим вопросом задался политический психолог Филип Тетлок, который проверял, насколько эксперты способны делать прогнозы. Он опросил почти 300 человек, профессионально занимающихся политическими и экономическими предсказаниями, попросив их оценить вероятность определенных политических и экономических событий ближайшего будущего. Он спрашивал их о возможных войнах США, росте развивающихся рынков и т.п. обычных для политического и экономического прогнозирования темах, собрав в итоге много тысяч конкретных проверяемых предсказаний. Тетлок также спрашивал экспертов о том, каким образом они строят свои прогнозы, на какие теории опираются и как собирают и проверяют факты. Обнаружилось, что в целом эксперты не слишком хорошо предсказывают будущее (о чем мы еще поговорим в дальнейшем). Но есть кое-что, что помогает прогнозировать его более точно.
Тетлок разделил всех прогнозистов на «лис» и «ежей», следуя строке из древнегреческого стихотворения «лисица знает многое, а ёж знает главное».
Ежи – это те эксперты, у которых есть глобальная теория, в которую они верят, они объясняют все происходящее этой теорией и сопротивляются тем фактам, которые ей противоречат. Убежденные сторонники фундаментального или технического анализа, или твердо верящие в заговор маркетмейкеров и брокеров – это типичные «ежи».
Лисы мыслят шире. У них нет одной теории, которой они привержены, они охотно рассматривают разные факты и пользуются разными инструментами. Если какая-то модель не согласуется с данными, они ее отбрасывают.
Так вот лисы выигрывают у ежей по всем показателям точности прогнозов (в некоторых случаях преимущество двукратное).
На качество предсказаний также влияет: степень экстремизма (насколько радикально привержен своей теории еж), владение материалом (эксперты-лисы все же немного лучше предсказывают будущее, чем дилетанты-лисы) и горизонт прогнозирования (краткосрочные прогнозы чаще сбываются, чем долгосрочные).
Короче говоря, для того, чтобы хорошо прогнозировать будущее, нужно а) учиться, б) не замыкаться в рамках одной доктрины, а пользоваться всем многообразием доступных инструментов, в) делать скорее краткосрочные реалистические, чем долгосрочные фантазийные прогнозы.