ЭФФЕКТ ВЛАДЕНИЯ
Привет всем! Сегодня на меня нахлынули рассуждения на тему психологии покупок и инвестирования. И вот вопрос:
А вы бы продали купленный билет условно за 10 000 руб на такое долгожданное, значимое и вызывающее положительные эмоции событие как чемпионат мира по футболу, если бы вам предложили за него 25 000 руб?
Если вы не согласитесь, это значит, что негативные эмоции от расставания с таким удачливым приобретением перевешивают радость от покупки, возможно, еще даже двух таких билетов.😏
Такое поведение людей объясняется:
- эмоциональной привязанностью к той или иной вещи, предмету, товару. Это событие было важно для вас, вы ждали его много лет, вы страстно любите футбол и ассоциируйте его с большой удачей и невероятной атмосферой вокруг.
- тем, что продажа билета превратит владение билетом в «потерю».
- вам кажется, что вы как никто другой знаете цену этому приобретению.
Речь идет не о жадности, нет. Речь о психологическом феномене под названием «эффект владения» или «эффект обладания».
Впервые понятие «эффекта владения» был описано Ричардом Талером и Даниэлем Канеманом в 1970 –х годах.
Кстати, в данный момент читаю книгу одного из ведущих психологов в экономической теории Даниэля Канемана, которая называется «Думай медленно…Решай быстро». Рекомендую к прочтению, так как здесь затрагивается не только вышеупомянутая тема, но и много других полезных вопросов, связанных с работой нашего мозга, разных типов мышления. Как мы принимаем решения, что для нас важно в определенный момент, а что нет. Что находится в зоне нашего контроля и что нас приводит к ошибкам? Почему мы сожалеем? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в книге данного психолога.
Итак, «эффект владения» – психологическое состояние, при котором человек придает большую ценность предмету, только потому что он им владеет.
Думаю, многие читающие мой пост провели параллели темы, предложенной мною, с инвестированием. И, действительно, очень часто инвесторы избегают продаж акций с целью увеличения прибыли, опасаясь всяческих рисков. Здесь тоже срабатывает «эффект владения», когда вам важно сохранить то, что уже есть у вас на данный момент, а перспектива продажи акций не являет для вас какую-то ощутимую выгоду. Всё верно, ведь вы рассуждаете: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». А вот если бы вы имели возможность заранее испытать положительный результат от продажи акций, то вероятнее случился бы какой-нибудь другой эффект. Например, назовем его «эффект расставания». 😉
Только когда вещь уже ваша, вы ею обладаете, случается переоценка этой вещи. Не случайно маркетологи в автосалонах используют прием тест-драйва, когда вы, сидя в комфортабельном автомобиле, чувствуете как дерзко разгоняется потенциально ваша новая тачка. И вот вы уже представили себя в этой машине, мчащимся по скоростному шоссе на работу. Кайф! И вот как ни странно, вы уже сделаете выбор в сторону покупки автомобиля.
Друзья, изучайте когнитивные механизмы нашего мозга, осознанно принимайте решения и это поможет вам избежать разочарований, не мыслить шаблонно, но позволить себе поймать удачу за хвост!
Всем добра!
p.s. веду стратегию
&Инвестируй в будущее, инвестирую в будущее
#психология инвестирования
#книги