Добрый вечер, уважаемые Инвесторы.
Нефтяной рынок России переживает любопытную трансформацию.
Сегодня мало кто задумывается, куда именно отправляют сырьё Ирака или Саудовской Аравии — во главу угла поставили российскую Urals.
Bloomberg, Reuters и FT всерьёз используют снимки со спутников, выслеживая каждое грузовое судно, загружающее нефть, СПГ или мазут в наших портах.
Вся эта «ошибка разведки» обрастает серьёзной журналистикой, хотя официальные российские агентства — ТАСС и РИА — таких данных не имеют и не могут оперативно получить.
Но главное — несмотря на всевидящее око западных спецслужб и СМИ, физически перекрыть движение нефти никто не в силах.
Из России тихо убывают танкеры, направляющиеся в Индию и Китай, а покупатели платят рублями, юанями (
$CNYRUB ) или дирхамами (
$AEM6 ) через сложные цепочки банков и посредников.
Так формируется огромный сегмент мировой нефтяной торговли, который вышел из-под контроля США и Европы.
Вот примерные оценки объемов поставок российской нефти теневым флотом:
Размер теневого флота.
По состоянию на 2024-2025 годы российский теневой флот значительно расширился.
Количество танкеров теневого флота выросло с менее чем 100 судов в начале 2022 года до 586-940 танкеров к 2024-2025 годам.
Общий дедвейт теневого флота составляет 111,6 млн тонн, что представляет около 17% мирового флота нефтяных танкеров.
Доклад CREA свидетельствует о перевозке 558 танкерами российского теневого флота 167 млн тонн нефти в 2024 году.
Доля теневого флота в российском экспорте
2024 год:
•В сентябре 2024 года доля российского экспорта нефти на танкерах, работающих вне механизма потолка цен, достигла рекордного уровня в 83,8%;
•По данным на октябрь 2024 года, до 70% морских перевозок российской нефти приходилось на теневой флот;
•По информации Киевской школы экономики, к июню 2024 года объём морских перевозок нефти из России при помощи танкеров теневого флота составил 4,1 млн баррелей в день, увеличившись за год почти в два раза.
2025 год:
•В январе 2025 года 86% российского экспорта сырой нефти транспортировалось теневым флотом;
•В мае 2025 года доля перевозок танкерами, не зарегистрированными в ЕС и ведущих странах ОЭСР, составила 80,9%;
•В июле 2025 года использование теневых танкеров для сырой нефти снизилось до 58%, а для нефтепродуктов составило 25%.
Конкретные объемы поставок.
Годовые объемы:
•В 2024 году теневой флот России перевез более 530 млн баррелей сырой нефти, что составляет около 40% всего морского экспорта России;
•В первые 9 месяцев 2024 года теневой флот позволил России заработать дополнительно 8 млрд долларов на продаже нефти;
•За весь 2024 год российские нефтяные доходы увеличились примерно на 5% по сравнению с 2023 годом и достигли 16,4 млрд долларов.
Параллельно скрыто развивается иранский, венесуэльский и ливийский экспорт — всё это происходит почти незаметно для главных регуляторов.
Результат?
Оказалось, реальная экономика может успешно существовать без доллара (
$USD000UTSTOM ), без британских страховщиков, без греческих судов и мощного спроса Запада.
Урок 2025 года — финансовые посредники развитых стран далеко не всегда необходимы для крупных товарных потоков.
#green_dollar #нефть #геоэкономика #Urals #альтернативная_логистика