Немного отредактированные мысли по итогу поездки, которые
сделал во время полёта из Владивостока в Москву.
• Ни в одном из городов я не увидел потенциала для 15 точек. Ни во Владивостоке (600 тыс. жителей), ни в Красноярске (1,1 млн). Напомню, управляющая компания определила, что в каждом из этих городов должно быть построено по 15 кофеен. Количество точек нужно рассчитывать индивидуально по городу. Возможно, тут есть моя ловушка — я смотрю на кофейни через «московскую призму»: с московскими ставками бариста, арендой и целевыми показателями в 300+ чеков на точку. Может быть, в регионах экономика устойчивее на 200+ чеков за счёт более низких расходов на ставки бариста, аренду. Но при этом капекс будет таким же, как в Москве, а иногда и выше — тогда возникает вопрос окупаемости. Плюс есть обязательства по строительству мануфактуры, окупаемость которой заложена в окупаемость кофеен. Всё нужно тщательно считать.
• В регионах мало сетей с таким уровнем качества продукта и дизайна, как у нас. Из всех могу выделить только «Академию кофе» в Красноярске — снова убедился, насколько у них высокий уровень всего: продукт, интерьер, атмосфера. Почти везде делают около 300 чеков в день и выше. Инвестируют в капекс. К слову, в Красноярске у них всего 6 кофеен. Во Владивостоке есть свои локальные сети, но по уровню капекса и качеству они заметно уступают и нам, и Академии.
• Во Владивостоке нужно идти в формат «Дринкит Авто». Это очень автомобильный город: выросли целые сети кофе («Кофемашина») и еды («Еда и точка») в формате пит-стопа, со своими приложениями для заказа. Парковок мало, людям проще не заезжать в заведение, чем искать место или выходить из машины под ледяной ветер. Формат автокофейни точно сработает. Вопрос в том, сможет ли «Дринкит» адаптировать модель под такой новый формат и выделить на это отдельный ресурс — с текущими скоростями проектирования это непросто. Кстати, у локальной сети «Кофемашина» во Владивостоке больше 30 точек.
• Логистически Владивосток очень сложный. Вся активность сосредоточена в центре, за его пределами я насчитал максимум три кофейни. В центре потенциал есть, но не более чем для трёх точек. В районах всё разбросано, нет плотных жилых кластеров, следовательно, будет мало чеков. В Красноярске проще: есть два чётких центра — исторический и район Взлётка, плюс Академгородок как отдельная история. Концентрация людей выше и понятней, чем во Владивостоке.
• Почти во всех средних и крупных сетях есть полноценная еда — можно не только выпить кофе, но и вкусно поесть. Здесь мы явно проигрываем: я бы и сам выбрал место, где можно съесть нормальное блюдо, а не сэндвич в упаковке за примерно одинаковые деньги. Формат московского «to go» в регионах, скорее всего, не сработает. Еда решает.
• Ещё один интересный инсайт — почти везде подают кофе и еду в посуде. Даже маленькие кофейни до 100 чеков и кофейни на 300+ чеков работают с посудой. Для нас это важное наблюдение: мы давно решили не работать с посудой, но в регионах это может стать минусом на фоне конкурентов. Паттерн поведения в регионах другой, тут не такой ритм, как в Москве, и посуда отличает просто кофепоинт от кофейни.