🇷🇺 Федеральный бюджет на 2024 г
. и плановый период 2025-2026 гг.: сведем баланс?
Правительство РФ на заседании в пятницу одобрило законопроект «О федеральном бюджете на 2024 г. и плановый период 2025-2026 гг.». Напомним, что теперь он должен пройти три чтения в Госдуме, рассмотрение в Совете Федерации, и только потом – подписание президентом. Но основной порядок цифр понятен уже сейчас.
Основные цифры на 2024 год
▪️Доходы - ₽35 трлн (19,4% ВВП)
▪️Расходы - ₽36,6 трлн (20,4% ВВП)
Простым расчетом получаем дефицит на уровне ₽1,6 трлн. Если брать прогноз Минэкономразвития по ВВП, в 2024 г. дефицит может составить порядка 0,9% ВВП. Напомним, ведомство прогнозирует рост ВВП выше 2% в 2024–2025 гг. на фоне увеличения внешнего спроса.
📒 А что в 2025-2026 гг.?
В 2025 году доходы составят ₽33,5 трлн (17,6% ВВП), расходы - ₽34,4 трлн (18,0% ВВП), дефицит - ₽900 млрд. В 2026 году доходы составят ₽34,1 трлн (16,8% ВВП), расходы - ₽35,6 трлн (17,6% ВВП), дефицит – ₽1,5 трлн. Получается, в 2026 г. дефицит бюджета вырастет.
🤔 На какие доходы рассчитываем в следующем году?
Главный источник доходов — ненефтегазовые доходы: ₽23,3 трлн (13% ВВП)— максимум с 2007 г. Звучит позитивно, но не будем забывать, что часть доходов – разовые. Например, ₽604 млрд в 2024 г. в бюджет поступит только за счет специальных экспортных пошлин, привязанных к курсу доллара к рублю.
С нефтегазовыми доходами пока проблем не ждем – рубль слабый, а цены на нефть высокие. Что касается базовых нефтегазовых доходов, они рассчитаны номинально – заложено ₽8 трлн из-за изменения бюджетного правила (об этом мы писали отдельный пост). В следующем году предложено вернуться к обычным параметрам расчета, исходя из базовой цены на нефть — это $60 за баррель.
Кстати, на дивиденды Минфин особо не рассчитывает. Он снизил оценку поступления дивидендов в бюджет на 23% в 2024 г. Новая цифра – ₽650 млрд. Оценка обоснованная, ведь тот же Газпром, который является одним из основных доноров, чувствует себя не очень хорошо.
❓Есть поводы переживать
Естественно, беспокоят высокие оборонные расходы – 29,3% от их объема. Это существенная доля - 6% ВВП (среднее за 5 лет - 3% ВВП). Понятно, что при этом другие сферы пострадают. Расходы на национальную экономику снизятся до 10,7% от их общего объема – это 2,2% ВВП (среднее за 5 лет – 2,7% ВВП). Расходы на социальную политику снизятся до 21,1% от их общего объема. Это минимум с 2011 г. В последние годы доля социальной политики в расходах бюджета составляла около 28%.
💡 Резюме
В целом, эксперты сходятся на том, что базовый прогноз (все цифры выше) очень оптимистичен. Ранее Минфин осторожничал – занижал доходы, выбирал консервативный прогноз по экономике. Сейчас же бюджет сверстан с расчетом на то, что все пойдет хорошо – и с собираемостью налогов, и с курсом рубля, и с ценами на нефть, и с другими составляющими. Если что-то пойдет не так, можем ожидать новые разовые сборы вроде windfall tax. Перед выборами вряд ли кто-то возьмет курс на повышение налогов.