🔎 Яндекс: перспективы основных рынков компании
Друзья, всем привет✋ Хочется немного пролить свет, как обстоят дела по основным направлениям Яндекса. Сейчас много споров насчет перспектив и оценки компании, так что эта информация будет нелишней!
📜 Яндекс функционирует на нескольких рынках, самые значимые – поисковая реклама, e-commerce, доставка еды, аренда транспорта.
📊 Согласно прогнозам аналитиков, по итогам 2023 российский рынок онлайн рекламы вырастет на 20%. Ежегодно рынок e-commerce в России растет на 30-35%, в 2024 году, по прогнозам, его оборот составит более 7,2 трлн руб. Темпы роста понемногу замедляются после пикового 2020 года, но двузначная динамика сохраняется. Наблюдается тренд на рост количества игроков и конкуренции (тот же
$SBER со своим МегаМаркетом), но {$YNDX} остается в тройке маркетплейсов-лидеров, что позволит ему продолжать извлекать пользу из растущей популярности онлайн-продаж и доставки в стране. Конкуренция между маркетплейсами (прежде всего, {$OZON} ) будет усиливаться, что уже заложено в сохранение двузначных темпов роста расходов Яндекса.
В 2023 рынок доставки еды в РФ вырос примерно на 11%. По сравнению с 225% роста в 2020 году темпы сильно замедлились, но долгосрочно услуга превратится в первую необходимость, и темпы роста по 15-20% ежегодно – вполне реальный CAGR.
📌 Ведущий сегмент Яндекса – Поиск и портал. Поиск остаётся основным источником рекламной выручки. Здесь наблюдается много инвестиций в новые продукты и технологии (особенно нейросети) и связанного с этим увеличения затрат на персонал и маркетинг.
📌 Райдтех-сегмент включает сервис онлайн-заказа такси в России и других странах, сервис каршеринга Яндекс Драйв, сервис аренды самокатов. Рост дохода (+45%) обусловлен увеличением количества поездок и ростом количества пользователей. Доля поездок за пределами России достигла 35% (30% годом ранее), спрос на такси растет во всех регионах присутствия. Основной драйвер – это полумонопольное положение Яндекс такси в РФ, позволяющее повышать цены. В части аренды самокатов конкуренция с
$WUSH будет более чем серьезная, да и в каршеринге
$DELI составляет конкуренцию.
📌 Сегмент электронной коммерции – это сервисы Яндекс Маркет, Яндекс Лавка в России, Яндекс Еда и Маркет Деливери. Рост дохода на 49% обусловлен расширением позиций маркетплейса и повышением спроса на услуги доставки еды, а также ростом комиссий для сторонних продавцов и доли рекламной выручки. GMV Яндекс Маркета за год вырос на 64%. Но выручка пока не может компенсировать затраты на заказы, сегмент остается крупнейшим из убыточных в компании. С другой стороны, убыток сокращается и в скором времени сегмент наконец выйдет в ноль.
📌 Сегмент развлекательных услуг включает доход от подписки на Яндекс Плюс, Яндекс Музыку, Кинопоиск, Яндекс Афишу, Букмейт. Доход увеличился на 72% г/г благодаря росту доходов от продаж подписки Яндекс Плюс на 67% с прошлого года. Доходы росли в основном за счёт увеличения общего числа платящих подписчиков (+58% г/г), а также перехода на единый семейный тариф Плюс Мульти и устойчивой положительной динамики роста других видов выручки, включая рекламную. Сегмент третий квартал подряд показывает положительную EBITDA благодаря опережающему росту выручки от продажи подписок, с запасом покрывающему инвестиции в продвижение новых продуктовых и расходы на персонал.
📌 В сегменте Прочее (разработка беспилотных автомобилей, Yandex Cloud, Яндекс 360, Яндекс Образование, Устройства и Алиса, Финтех (Yandex Pay и Яндекс ID)) самый сильный рост дохода – на 84% г/г. Выручка направления Устройств и Алисы выросла на 69% за счет роста продажи устройств, запуска новых моделей и эффективной маркетинговой поддержке. Доход Yandex Cloud вырос на 60% благодаря расширению предоставляемых услуг и увеличению доли рынка, а также спроса на ИИ. Сегмент остается самым убыточным в компании.
Информация объективная, выводы каждый сделает сам. Ниже много инфографики, интересно и полезно. Лайк 👍 и подписка 🔔 всегда приветствуются!