📌 Разбор Schlumberger $SLB (Часть 3)
4️⃣ Цифровые решения и долгосрочный взгляд
Главным IT продуктом Schlumberger является Delfi – технология, которая объединяет жизненный цикл разведки и добычи нефти в облаке. Таким образом компания следует трендам создания гибкой и масштабируемой экосистемы.
Сейчас ведется активная разработка платформы, требующая дополнительных инвестиций, однако она уже показывает результаты: с 2019 количество пользователей увеличилось в 30 раз, эффективность производств, работающих на Delfi, повышается на 19-21%, а этот сегмент выручки показал наибольший рост в бизнесе SLB - +7% г/г.
Для дальнейшей экспансии Delfi в 2021 Schlumberger расширила партнерство с Microsoft, AWS и IBM, лидерами облачных технологий, что позволит в перспективе нарастить рентабельность и повысить скорость вычислений.
В целом руководство видит вариант выхода компании за рамки нефти и газа. Цифровой сегмент, может стать переходным шагом на пути к новым источникам энергии.
Риски ⛔️
1️⃣ Оценка
Котировки Schlumberger показали невероятный рост с мартовского дна, равно как и ее мультипликаторы:
📍форвардный P/E – 20 (при среднем по отрасли – 11), в 2014 14-16;
📍форвардный P/S – 2 (средний по отрасли – 1,6), в 2014 2,2-2,6;
📍 форвардный P/B – 3,36 (средний по отрасли – 1,9), в 2014 2,5-3.
Такая оценка обоснована перспективами роста и ожидаемым количеством новых заказов в ближайшие годы. Если посмотреть чуть дальше, то P/E 2023: 15 – уровень 2014, а FWD P/E 2024: 13 – выглядит уже достаточно привлекательно.
2️⃣ Конкуренция
Сейчас в отрасли конкурирует «большая тройка» - Haliburton, Baker Hughes и, собственно, Schlumberger.
Поскольку термин «нефтесервис» включает в себя ряд аспектов, каждая из перечисленных выше компаний может занять свою нишу, вытеснив SLB.
Выделяется Haliburton, выручка которого по итогам года превзошла отметку 2020 на 5,8%, а прогнозный рост выше, чем у SLB, на 3,5 п.п.
Достигается это за счет меньших капитальных затрат (с 7,2% в 2019 сократились до 5-6%), а также лидерства в Северной Америке (6,3 против 4,4 b$ у SLB). Компания провела релиз своей платформы Halliburton 4.0 в 2019, что позволило ей более активно, чем SLB захватывать рынок. Сейчас обе соперничают в цифровых решениях, однако HAL обладает более зрелыми разработками.
Также HAL активна в сегменте гидроразрыва пласта. Напомним, что этот сегмент SLB был продан в 2020. Эта технология активно используется в отрасли, а рынок оценивается в 29 b$ к 2028 с CAGR 9,5%. Таким образом, менеджмент отказался от части пирога.
Baker Hughes, который больше всех из «тройки» специализируется на оборудовании для бурения и зависит от количества вышек, ожидает продолжение восстановления отрасли. В частности, аналитиками ожидается, что количество наземных вышек возрастет на 20% в США в 2022. Уже в Q4 2021 компания зафиксировала +5% к заказам на разработку.
Дополнительный негатив – высокая доля РФ в выручке – 9%. У конкурентов она заметно меньше.
3️⃣ Долгосрочные перспективы нефти
Тренд отказа от нефти постепенно набирает обороты: регуляторы накладывают дополнительные налоги на разработку нефтяных месторождений, а также использование авто, работающих на ископаемом топливе. Текущий рост цен, все же является среднесрочным, такие уровни не продержатся дольше 3-5 лет.
В частности, пик потребления нефти в США пришелся на 2005 год (926 млн метрических тонн), в 2019 это значение составляло 844 млн или на 8,8% меньше за почти 15 лет. В 2020 эта цифра вовсе составила 739.
Нет сомнения, что этот тренд продолжится, учитывая бум электрокаров, правительственные льготы и планы, принимаемые для увеличения инвестиций в более экологичные источники энергии.
В свою очередь, аналитики Statista считают, что акцент потребления нефти будет смещаться со стран ОЭСР (38 развитых стран) на государства, не входящие в эту международную организацию: к 2045 потребление не-ОЭСР региона увеличится на 41%, в то время как развитые страны сократят его на 29%.
🔜Продолжение
#разбор_компании