18 июня 2025
❓ В чем сила электронной коммерции и Ozon?
В период с 2019 по 2024 объем рынка e-commerce увеличился примерно в 7,5 раза. Рост за 2024 составил 45%. Проникновение онлайн-продаж в розничную торговлю за этот же период выросло с 7% до 16%. Факторы опережающего роста электронной коммерции:
✔️ Экономия сил и времени – не нужно ехать в оффлайн-магазин
✔️ Конкуренция между маркетплейсами и независимыми площадками за покупателя – появляются бонусы, скидки, то есть более низкие цены
✔️ Возможность выбора оплаты – интеграция BNPL-сервисов
✔️ Упрощение процесса получения товара за счет развития логистики
Преимущества позволят отрасли расти в ближайшие годы двузначным темпом. По оценкам аналитиков, 30-40% прогноз роста в 2025 базируется на тезисах:
🔸 Стремления уровня проникновения e-com в РФ к показателю развитых стран. Есть прогнозы, что к 2027 оно достигнет 33%. Для сравнения, в США сейчас примерно 30%, в Китае – 40%, в Южной Корее – 50%
🔸 Активной региональной экспансии. Региональный рынок, по сути, только начал развиваться, и у него очень высокий потенциал. 76% интернет-покупок в 2024 пришлись на регионы. А проникновение в большинстве из них составляет не выше 40%
После 2026 вследствие насыщения рынка темпы роста начнут замедляться с перспективой перехода в однозначные к 2030.
На чем зарабатывают компании?
👉 Финтех-модель с комиссиями за сделки и сопутствующими продуктами для клиентов. Все крупные маркетплейсы запускают свои банки для облегчения эквайринга, удержания пользователей и предложения новых бесшовных финансовых продуктов
👉 Онлайн-шопинг подменяет социальные сети. Продавцы стремятся как можно ярче и детальнее представить товар. Покупатели все чаще заходят на маркетплейсы без определенной цели. Они просто смотрят товарные рекомендации, пока что-то не привлечет их внимание, и часто покупают это. Электронная площадка превращается в место рекламы товара с возможностью сразу его приобрести. С этой рекламы и зарабатывают площадки. Если посмотреть отчет Ozon, то 60% выручки приходится на комиссии и рекламу.
Компании успешно адаптировали иностранные бизнес модели. Например, Amazon первым сделал огромную ставку на рекламу как ключевой драйвер, а финтех развивал латиноамериканский гигант - Mercado Libre. Отечественные компании адаптировали эти бизнес модели под российские реалии и даже превосходили иностранные аналоги в некоторых направлениях.
То есть e-com это уже давно не единственный источник дохода. Огромное количество покупателей - мощнейший ресурс, которые компании пытаются все лучше монетизировать.
Смотрим на e-commerce, в частности на Ozon и Яндекс, однозначно положительно. Есть сильный рост рынка, а в перспективе его замедление компенсируется улучшением рентабельности. Над ней компании работают уже сейчас. В скором времени Ozon достигнет прибыльности.
#макро #буст #ozon