9 июня 2025
Работорговля как бизнес, но есть нюансы. Часть 1.
Продолжаем серию истории про работорговлю. В прошлый раз речь шла об Ирландии, теперь пару слов о французских колониях.
Очень часто проводят параллели между крепостным правом и рабством, мол - и там, и там были рабы, и там и там могли продавать и покупать людей, ну и далее по списку - все эти тезисы вы знаете.
Я всегда говорил и буду говорить, что это пещерный уровень сравнения, и что крепостное право и рабство были разными по своей сути.
Например, в той же Индии чернокожие рабы были лично свободны, более того - при везении могли занять высокие должности, было вроде даже пару правителей из их числа, но... по прибытии в Индию у индийских раджей был красивый обычай - чернокожих кастрировали. Ибо "от осинки не родятся апельсинки". И индийский расизм XVI-XVII веков в этом плане был покруче европейского.
Ну да ладно. Ибо хотел поговорить о другом. Вернее о той разновидности рабства на конкретной территории, где я нахожу очень много параллелей с русским крепостным правом. Речь о Луизиане.
Во Франции проблемой рабства озаботился не кто-нибудь, а сам король-солнышко, Людовик XIV, который в 1686 году выпустил так называемый Code Noir (по сути это билль о рабстве, официальное название - l’Ordonnance royale ou Édit royal de mars 1685 touchant la police des îles de l'Amérique française). Не думайте,что солнышко был человеколюбом - вообще его кодекс регулирования отношений рабов и рабовладельцев имел своей главной целью завоевание французской гегемонии в деле поставки сахара в Европу и наращивание производства сахара в колониях. Но король понимал, что в концлагере работать не особо будут.
В общем, согласно этому Code Noir
- было законодательно разрешено и поощрялось крестить детей чернокожих рабов, разрешалось жениться в церкви и хоронить покойников на католических кладбищах.
- метисы от связей француза и черной наложницы или от француженки и черного раба становились лично свободными. Причем очень интересно - если француз состоит в браке и сходил налево к экзотике - штраф 2000 фунтов сахара и конфискация раба, который уже переходит в разряд государственного. Если француз неженат - то должен жениться на рабыне, и она и ребенок становятся лично свободными.
- Рабовладелец был ОБЯЗАН теперь кормить рабов, выделять провизию им на артель раз в неделю, причем состав и размер пайки был прописан законодательно.
- Суббота и воскресенье объявлялись выходными днями, и рабов, окромя дворни, было запрещено использовать на работах.
- Рабовладелец не может сам или с помощью своих людей гнобить и пытать рабов, только через суд. Никаких других наказаний кроме порки и заковать в железо. Смертная казнь, отрезание ушей и т.д. - уже прерогатива государства.
- Наверное самое необычное. Рабы могут присылать своих представителей в суды и жаловаться на хозяев. Если вина хозяина будет доказана - рабам выплатят 100 ливров и сделают свободными.
- Ах да. И еще одна красота) Согласно кодексу требовалось выслать всех евреев из Вест-Индии на фиг, поскольку они "враги христианского имени", а раз рабов мы крестим и делаем католиками, то эти выкормыши будут на них отрываться, дабы отомстить через них католикам.
Колонии восприняли Код Нуар неоднозначно, поэтому была существенная разница в положении рабов на той же Мартинике и Доминике, а рабство в Гваделупе отличалось от рабства в Луизиане.
Вот в последней колонии Код Нуар фактически выполнялся в полном объеме, причем с добавлениями Людовика XV, где запрещалось при продаже рабов разлучать семьи и отделять маленьких детей от их мам.
#истории
#прояви_себя_в_пульсе
#друзья
#взаимоподписка
#сердце__пульса
#мышление
Любые репосты постов со ссылкой на меня @LexxFreeman приветствуются!
Лайк👍 + Подписка 🫵 = 👏🤝