16 июня 2025
#LTI_интересное EUTR TSLA
Не стоит обещать будущую доходность
Одна из негативных характеристик российского фондового рынка - плохая коммуникация большинства публичных компаний с инвесторами. Зачастую ее вообще нет, некоторые компании даже отчетность нормально не раскрывают (крестики Сургута и т.д.). Но бывают случаи, когда коммуникация с инвесторами есть, но она настолько странная, что лучше бы ее не было. И ярким таким примером является Евротранс.
Компания недавно опубликовала “Стратегию повышения акционерной стоимости”, где обозначила следующие цели по росту бизнеса, а еще дала прогноз по стоимости собственных акций на 3, 7 и 10 лет вперед. Евротранс прогнозирует TSR (доходность собственных акций с учетом дивидендов) на уровне 30-50% годовых до 2027 года и 25-35% годовых далее.
Обычно обещание высокой будущей доходности - это жирный красный флаг, после которого можно дальше даже не рассматривать инвестиционную возможность. Особенно на 10 лет вперед, и особенно в России (я вообще не уверен, что могу хоть что-то спрогнозировать на такой срок).
В целом обещания высокой будущей доходности обычно дают только мошенники. Но исходя из презумпции невиновности пока можно сделать оговорку, что мошенники и очень странные публичные компании вроде Евротранса. Интересно, куда смотрит регулятор - на развитых рынках за такие обещания компания бы в лучшем случае отделалась штрафом и корректировкой материалов, а в худшем кто-то мог бы сесть за решетку.
За самим бизнесом Евротранса я особо не слежу, это один из редких случаев, когда компания, как говорят, “non-investable”, т.е. лучше просто держаться от нее подальше.
P.S. В мире, наверное, есть только один громкий пример, когда кто-то публично обещал огромную доходность инвесторам и действительно смог ее обеспечить, построив большой успешный бизнес. Речь про Илона Маска и Tesla.
Он, конечно, говорил от своего лица, в официальных презентациях компании целевую цену акций через 5-10 лет никто не рисовал. Tesla официально раньше ограничивалась формулировкой, что долгосрочная цель - растить бизнес с CAGR 50%, а затем вообще ее убрала и стала более консервативной.
Но Маск и Tesla - лишь исключение, подтверждающее правило. К тому же это действительно инновационная компания, которая сильно изменила огромную глобальную автоиндустрию, а не сеть заправок в Подмосковье.
И еще чем дальше, тем выше база и более безумны прогнозы Маска, и далеко не факт, что они сбудутся (сейчас я скорее не вижу кратного апсайда на обозримом горизонте и думаю, что этого не произойдет). Последняя версия, что Tesla будет стоить дороже, чем следующие 5 компаний вместе взятые. Сейчас это почти $15 трлн - в 15 раз больше, чем стоит Tesla. И другие компании тоже не будут стоять на месте.
Намного больше успешных примеров среди компаний, которые придерживаются обратной стратегии - under promise and over deliver. Т.е. не давать громких обещаний, особенно на длинном временном горизонте, а просто хорошо делать свою работу и показывать на деле ее плоды. Покупать акции таких компаний обычно намного безопаснее и доходнее.
P.P.S. Есть еще интересное мысленное упражнение. Допустим прошло 10 лет и акции Евротранса выросли в 10 раз от текущих значений (рост около 26% годовых, и еще дивиденды сверху немного добавят). Это примерно середина диапазона, который дала компания. Если вы точно знаете, что у акций компании будет такая цена через 10 лет, то можете ли быть уверены, что их покупка сейчас будет хорошей инвестицией? Я сходу придумал 3-4 сценария, в которых покупка акций с такими вводными сильно расстроила бы инвестора через 10 лет.
@long_term_investments