Что такое KPI и как за них бороться?
В любом бизнесе должны быть показатели, по которым можно определить, достигается ли его цель. Зачем нужны KPI? Бывший директор Quelle в России Ольга Сатановская рассказывает, какие KPI стоит учитывать, как использовать показатели эффективности для анализа и планирования ваших товарных запасов, для контроля продаж и спроса.
Основные бизнес KPI
Количество Key Performance Indicators (KPI), которые определяют бизнес, варьируются от компании к компании. Их количество зависит от глубины существующей аналитики и желания понимать бизнес. Однако существуют те, на которые имеет смысл обращать внимание любой компании.
Так как классическая долговременная цель бизнеса - заработать денег, то обычно ключевые показатели бизнеса выстраиваются от продаж до прибыли (то есть от того, что компания получила от клиентов до того, сколько осталось у владельцев) и делятся на определенные группы.
Первая - все, что касается продаж. В интернет-магазинах эта группа делится на две. Все что происходит до получения заказа: сколько людей приходит на сайт, доля покупающих, сумма одной покупки, сумма всех заказов. Рекомендую проверять их ежедневно, а иногда и ежечасно. Далее, все, что происходит от оформления заказа до доставки клиенту. Тут смотрим на отмены до отправки, невыкупленные заказы и возвраты от клиентов. Этот показатель не такой динамичный и зависит от работы служб доставщиков. Достаточно его смотреть раз в неделю.
После того как посчитали доходы - считаем расходы: для начала, за сколько вы купили товар, который продали, то есть себестоимость. Если вы платили за доставку товара до вашего склада, она будет входить в себестоимость. Продажи за вычетом себестоимости называются валовой прибылью, то есть сколько вы заработали, если есть расходы только за товар.
Но расходов больше. За каждый заказ оплачивается маркетинг, обработка в клиентском сервисе, и доставка до клиента. Это расходы, которые напрямую зависят от продаж. Валовая прибыль минус такие расходы - это маржинальная прибыль. И если она отрицательная, прибыли не будет. Если средняя цена заказа 300 рублей, а его доставка 500, то сколько бы заказов ни было, без изменения стоимости доставки всегда будет убыток.
Тарифы по доставке и клиентскому сервису обычно стабильные, поэтому эти затраты можно смотреть раз в месяц, а вот маркетинг будет разным каждый день, так что специалисты должны следить за ними ежедневно, а руководителю имеет смысл смотреть туда хотя бы раз в неделю.
Дальше есть все расходы на содержание бизнеса: зарплаты, аренда, покупка оборудования. И вот уже после их учета считается операционная прибыль, то есть то, что было заработано от непосредственной деятельности компании.
Затем вычитаются все финансовые расходы (например, проценты по кредитам, разницы в курсах валют) и ура! Вот она прибыль.
Разные блоки будут приоритетны в зависимости от конкретных целей. Общие понятия хороши, чтобы понимать общую картину, а вот чтобы управлять ей, с каждым блоком нужно разобраться поподробнее. Но KPI каждого отдельного блока в любом случае складываются в целостную картину понимания бизнеса.
Основные товарные KPI
Давайте разберем, какие можно использовать KPI для анализа и планирования ваших товарных запасов.
Во-первых, это объем продаж категории или бренда, а лучше пересечения бренда-категории. Эта цифра нужна для планирования ваших закупок. Если у вас сезонный товар, то необходимо считать объем продаж до скидок отдельно, чтобы регулировать маржинальность при следующих закупках. Например: вы продали 1000 единиц товаров бренда А, но только 100 из них без скидки, а 900 со скидкой ниже себестоимости. Очевидно, что на следующий сезон бюджет нужно сократить.
Более подробно можно почитать здесь:
https://e-pepper.ru/news/chto-takoe-kpi-i-kak-za-nikh-borotsya.html