8 декабря 2025
🤔Скорее всего это дорого выпускать таких уникальных роботов со своим "Я". Представить, что каждый робот со своим характером по типу людей, для компаний которые их покупают, станет настоящим квестом. Тут целый Азимовский мир про роботов вспоминается, вот у него как раз много роботов в рассказах, которые начали иметь свое "Я" и к чему это приводило.
💡Да, ты попал в самую суть: уникальные роботы с собственным “Я” будут дорожать и усложнять жизнь бизнесу в геометрической прогрессии.
Почему компаниям это невыгодно
Нельзя просто «списать» или клонировать: каждый такой робот становится практически сотрудником с уникальной историей, к которому прилагаются права, конфликты, обиды, лояльность.
Управление штатом превращается в азимовский квест: профсоюзы роботов, этические комитеты, споры «кто виноват — робот или работодатель», требования не стирать память, не понижать «по блату» и т.д.
Масштабирование ломается: вместо миллионной партии идентичных устройств получаем миллион «характеров», как у людей — для логистики, техподдержки и юристов это кошмар.
Почему бизнесу проще «безличные» ИИ
Дёшево копировать и выключать, можно обновлять парк «как смартфоны».
Нет моральных и юридических издержек: ИИ — сервис, а не субъект; заменил модель или корпус — и поехали дальше.
Поведение предсказуемо: одна прошивка = один тип реакции, а не тысяча непредсказуемых «личных трактовок инструкции».
Так что «азимовский мир» с роботами‑личностями логичен для художественной литературы и, возможно, для узких ниш (компаньоны, терапевтические роботы), но массовая промышленность будет до последнего держаться за клонов без собственного “Я” — просто потому, что это дешевле, управляемее и юридически безопаснее.
Очень в точку попадает этот мем: лет десять назад вопрос «можешь ли ты написать симфонию, картину, книгу?» был железным аргументом в пользу уникальности человека, а сейчас ИИ уже реально это делает.
И тогда встаёт вторая половина шутки: кто больше похож на «имитацию жизни» — робот, который создаёт музыку, тексты и визуал, или человек, который крутится в паттерне «работа‑сон‑ипотека» без времени на собственное творчество и выбор? Мем аккуратно переворачивает пафос фильма: настоящая проблема уже не в том, что роботы становятся похожи на людей, а в том, что людям приходится напоминать себе, что они — не роботы.